Чудотворные слова: молитва для освящение яблок в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Преображение Господне
Событие праздника и его эортологическая динамика
В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).
Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).
Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).
При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.
Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”» [1] .
Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя» [2] .
Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Праздник в православном богослужении
Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».
Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».
За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.
В конце литургии положены молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.
Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и крестообразно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.
На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.
Чин освящения плодов на Преображение Господне
В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.
Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш».После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне»и отпуст праздника.
На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.
Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.
Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве [4] .
Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).
В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).
Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.
18 августа 2009 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Молитва для освящение яблок
При поддержке Управления делами Московской Патриархии
Освящение: мед, яблоки, орехи, жизнь?
На Успенский пост приходится ряд народно любимых праздников – «Спасов». Каждый из них посвящен Спасителю Господу Иисусу Христу и в каждый из них освящаются начатки нового урожая. На изнесение древ Креста Господня (14 августа) освящается мед, в день Преображения Христа на Фаворе (19 августа) – плоды садов и огородов. А в празднование Нерукотворного Образа Спасителя – орехи. Освящаемые особыми молитвами, приобретают ли они особые свойства, становятся ли священными? Об этом – иерей Александр Сатомский, пресс-секретарь Ярославской епархии.
Наш церковный народ особой любовью любит всякий день, в который из храма можно унести домой что-то особенное, освященное. Не принципиально важно ,что это: от Артоса и Великой Агиасмы до вербы, березовых веточек, цветочков и т.д. В чем смысл подобной любви к видимым знакам благодати? Не лучше ли высоко почитать Бога, устремляя сердце в горняя, а не копошиться на земле с этими, по сути, глубоко земными вещами? Более того, в определенной среде христиан присутствует откровенное гнушение подобным.
Разберемся по порядку. Ветви вербы и березы, хранимые верующими после Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы соответственно, не имеют никакого особенного сакрального значения. Ценность их от этого, однако, нисколько не умаляется. Они – знаки нашей сопричастности Богу в празднуемых событиях, о которой мы должны помнить и тогда, когда соответствующие праздничные песнопения давно умолкли. «Да, Господи, – должен напоминать себе христианин, взгляд которого упал на засохшие веточки в красном углу, – да, и я кричу Тебе «Осанна!» и я жажду Твоего прихода, Царь Израиля и Царь мира, и я не хочу быть с Твоими распинателями, соединяясь с ними, однако, каждый раз когда грешу против Тебя».
Освящаемые же определенным образом в конце Страстной седмицы и в первый день Светлой продукты – куличи, яйца, творожные пасхи, а в некоторых местностях – соль и мясо, кропятся святой водой в знак благословения Господня, почивающего на этой трапезе, в знак окончания дней скорбных и вхождения в радость в Боге.
А что же плоды Успенского поста? Освящаемые особыми молитвами, приобретают ли они особые свойства, становятся ли священными? Нужно ли их вкушать теперь как просфору – натощак, а огрызки яблок и скорлупу орехов закапывать в не попираемых ногами местах?
Важно помнить: «святость», о которой говорит Писание, не есть «безгрешность» или «чудесность», как этот термин теперь воспринимается нашим обывательским сознанием. Святость в Библии – отделенность, инаковость чего-либо по отношению к остальному. Бог свят Своею абсолютной непохожестью на все творение. Израиль свят не в смысле безгрешности всего народа перед Богом, а свят своею отделенностью, направленностью всех сил не к миру и его благам, а к Богу и Его истинным благам и дарам. Святость – устремленность к Богу, реализация себя в Боге.
Так и святая вода – не «особая», не «чудесная» вода. Это, скорее, настоящая вода. Вода, отделенная от остальных вод испорченного грехом разумных существ Космоса. Вода, какой ее задумал Бог и имеющая все свойства, вложенные в нее при творении – исцелять и нести жизнь. И в принесении начатков плодов земли, будь то мед или плоды, мы приносим их Богу, чтобы в окроплении этой настоящей водой они исцелились от причастности тлению и смерти, которые пытаются овладеть миром. Мы приносим их, чтобы они из «испорченных» и несовершенных вошли в меру реальности и совершенства, задуманную для них Творцом.
И тогда, освященными, мы можем поднять их в руках и прикоснуться через них Небу, в том же литургическом возгласе «Твоя от Твоих, Тебе приносяще…», говоря «эти плоды взрастила земля по Твоему, Господи, благословению. Но в этих плодах есть и часть моих усилий, по сказанному Тобою – в поте лица будешь есть хлеб (Быт. 3:19). Вот Твое, Боже, соединенное с моим – прими и исцели несовершенство моих трудов».
19 АВГУСТА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ И ЯБЛОЧНЫЙ СПАС: ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ, А ЧТО МОЖНО И НУЖНО
Традиционно в этот день верующие несли в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими плодами и ягодами, созревшими в саду. Урожай следовало собирать рано утром, чтобы на румяной кожице сохранились капельки росы. Хозяйки пекли на праздник постные пироги и блины с фруктовыми начинками, преимущественно с яблочной. 19 августа разрешалось не только есть яблоки, но и начинать их заготавливать: варить варенье, джемы, сушить.
Самый главный обычай Второго Спаса — угощение малоимущих и голодных людей яблоками. Верующие никогда не скупились в этот день и охотно делились собранным урожаем с теми, кто нуждался в помощи. Также освященные плоды обязательно несли на кладбище, причем угощения оставляли не только на могилах своих родных, но и на холмиках, оставшихся без присмотра.
Яблочный Спас всегда символизировал начало осени, в народе его именовали Осенинами. До этой даты нужно было успеть убрать урожай пшеницы и заготовить лекарственные травы. Согласно приметам, ясный день в Преображение Господне предвещает суровую зиму, дождь — к мокрой осени, а сухая погода — к засушливой осени.
Яблочный Спас: что надо делать в этот день
Поскольку Яблочный Спас – это, прежде всего, православный праздник, то в этот день надо сходить в храм. Да еще не забыть прихватить с собой яблоки для освящения. Традиция святить яблоки в этот день идет с древних времен.
В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника как раз поспевал виноград. Гроздья винограда, а еще колосья, люди несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу. Но на русских землях виноград рос далеко не везде, поэтому традиция трансформировалась — стали освящать яблоки. Существует специальная молитва — «На освящение начаток овощей (плодов)».
Помните: плоды для освящения в храм приносят в знак благодарности Богу, а не для того, чтобы они там приобрели какие-то особенные свойства!
На Руси до Яблочного Спаса яблок не ели. Но что делать, если сегодня некоторые сорта яблок поспевают рано и могут уже испортиться до 19 августа? Неужели их надо выбрасывать? Конечно, нет. Ведь плоды достаются тяжким трудом, священнослужители понимают это и говорят, что приносить плоды для освящения в храм можно в любое время, по мере их созревания. Покажите их Господу, скажите: «Господи, благодарю тебя за этот урожай!» А потом их можно кушать.
Еще одна традиция, которую надо соблюсти в Яблочный Спас – готовить в этот день яблочные пироги, варить компоты, варенье. А еще надо подарить яблоки нового урожая нуждающимся.
19 августа называют также «первые осенины», что значит встреча осени. Наши предки в этот день выходили в поле и провожали Солнце. Ну а если вы городской житель, то хотя бы посмотрите на закате на наше светило, и скажите ему: «До свидания»…
Что нельзя делать в Яблочный Спас
Обычно говорят, главное не есть яблоки до Яблочного Спаса. Но это однобокое мнение. Яблочный Спас празднуется во время Успенского поста. Именно с ним связаны основные ограничения. Понятно, что если пост, то нельзя чревоугодничать, развлекаться, есть мясное и молочное. В часть Преображения Господня допускается разве что рыба.
Грешно ли есть неосвященные яблоки до Преображения?
Скоро Преображение, в народе этот праздник называют “яблочный спас”. По традиции на Руси до этого дня крестьяне не ели яблок. В наше время яблоки продаются круглый год, и мы круглый год их едим. В чем же тогда смысл праздника Яблочный Спас? Может быть, надо в какой-то момент года перестать покупать яблоки, чтобы после Преображения снова начать есть освященные?
— За что Бог изгнал Адама и Еву из рая?
— За то, что яблочко скушали до Яблочного Спаса…
Как будет выглядеть ссылка:
Скоро Преображение, в народе этот праздник называют “яблочный спас”. По традиции на Руси до этого дня крестьяне не ели яблок. В наше время яблоки продаются круглый год, и мы круглый год их едим. В чем же тогда смысл праздника Яблочный Спас? Может быть, надо в какой-то момент года перестать покупать яблоки, чтобы после Преображения снова начать есть освященные?
19 августа Церковь празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день в храмах освящаются плоды, а на трапезе разрешается рыба.
Медовый, яблочный, ореховый … За вкусными названиями скрываются три важных праздника, посвященных Спасителю: Происхождения честных древ Креста Господня, Преображения и Нерукотоворного образа. Как возникли эти праздники и почему они так стали называться в народе, рассказывает Юрий РУБАН
В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос, и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская»: чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы
Приближается Успенский пост, и к священникам опять идут люди с вопросами: как поститься, что есть, чего не есть? Прихожан больше всего волнует именно этот аспект поста — гастрономический. Но давайте прежде всего зададим себе другой вопрос: «Для чего я вообще соблюдаю пост?»
Что приготовить на завтрак, обед и ужин? Для тех, кто не готов самостоятельно сверять рецепты из поваренных книг с постным календарем и предписаниями устава, мы публикуем кулинарные идеи на каждый день поста. Главная героиня сегодняшнего меню – паэлья.
Успенский пост – счастливое время для хозяйки. Август дарит нам такое изобилие плодов, что приготовление постных блюд не составляет никакого труда. Для тех, кто не готов самостоятельно придумывать рецепты и сверять их с предписаниями устава, мы начинаем серию «кулинарных» публикаций. Предлагаем меню на каждый день Успенского поста. День первый.
В помощь хозяйкам продолжаем публиковать оригинальные идеи постных блюд на каждый день. Сегодня в меню – суп из шпината и щавеля, плов из булгура с грибами, имбирный напиток и многое другое.
Торжество Успения Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию двух последовавших друг за другом события. Первое – это кончина Ее земной жизни. Второе событие – Ее воскресение и телесное восшествие в Небесное Царство. Отсюда происходят двойственность в наименованиях праздника – “Успение Пресвятой Богородицы”, принятое в обиходе Православной Церкви, и “Вознесение Богоматери”, распространенное на латинском Западе.
Правда ли, что праздник Успения Богородицы появился в церковном календаре довольно поздно? И откуда взялась традиция предварять этот праздник постом? Откуда вообще появились посты и как выглядел пост во времена Ветхого Завета? На эти вопросы отвечают доктор церковной истории, проректор ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОB и известный библеист, филолог Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Продолжаем серию «кулинарных» публикаций. Пришла пора вспомнить про такой полезный, насыщенный белком продукт, как нут. А к традиционному картофелю сегодня подается сразу несколько дипов – из огурцов и авокадо.
Наши рецепты трудно назвать банальными. Сегодня в меню – помидоры, фаршированные кускусом, морковный суп с зеленым соусом, бананы в карамели. И это далеко не все.
Одна из "изюминок" августа – лесные грибы. Сегодня мы используем их в салате. Супом дня будет минестроне. А на десерт приготовим пудинг из риса с яблоками.
Вы когда-нибудь готовили морс из свеклы? А итальянский хлебный салат? Предлагаем попробовать. Наше сегодняшнее меню изобилует оригинальными рецептами.
Сегодня мы расскажем, как приготовить теплый салат из мидий, придать оригинальный, неповторимый вкус давно знакомому салату из белокачанной капусты, приготовить необычайно вкусные оладьи из печеных яблок и многое другое.
Устали есть вареный картофель и каши на воде? Добро пожаловать на нашу страницу постных рецептов. Герои сегодняшнего меню – рататуй, карри с лесными грибами и кокосовым молоком. Ну и, разумеется, яблоки.
Сегодня в нашем меню почти нет экзотики. Мы будем просто жарить картофельные котлеты с хрустящей корочкой, готовить витаминный салат из моркови и апельсина, а сочные августовские помидоры используем для приготовления ароматного супа.
Раскрываем секреты приготовления вкусных блюд из кабачков, гречки и картофеля, учимся варить рассольник. Ну а для тех кто любит экзотику – салат из руколы, прекрасное украшение постного стола.
Пост приближается к концу, но у вас еще есть время попробовать настоящий крамбль! Этот чисто английский рецепт пригодится и после поста – для приготовления пудингов и десертов. Но сегодняшний, постный крамбль будет не сладким. Его основа – вешенки, шампиньоны или лесные грибы.
Безусловно, к празднику хочется порадовать своих близких чем-то особенным и приготовить оригинальный обед –. В этом году Успение приходится на среду. Разрешена рыба, но настоящее разговение наступит 29 августа. Этими рецептами мы завершаем наши кулинарные публикации посвященные Успенскому Посту
Заканчивается Успенский пост, а в месте с ним завершается и наша серия «кулинарных» публикаций. Меню последнего дня вышло особенно изысканным. Кто устоит перед супом из крапивы и рагу из красного перца с кальмаром? Но, пожалуй, самое удивительное блюдо сегодня – это сушки. Да-да, обычные сушки к чаю, только не магазинные, а настоящие, домашние.
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.