В семье росло еще три сестры: Анна, Ксения и Ольга. Мать девочек, София Петровна Чернявская (в дев. Свирская) происходила из священнического рода, который брал истоки от знаменитых князей Свирских, о чем имелась родословная грамота.
Детство Валентины прошло в д. Коски, на берегу реки Усы, среди живописных лугов и полей. В пятилетнем возрасте девочка посадила в Косках елочку. По сей день зеленое деревце указывает паломнику-богомольцу, где находится домик Матушки. Как и святая блаженная Матрона Московская, юная Валентина сподобилась побывать у отца Иоанна Кронштадского, беседовать с ним и получить благословение.
Летом1912г. Валентина вышла замуж за коллежского советника Феодора Васильевича Сулковского, происходившего из духовного сословия.
Расстрел мужа, близких семье людей, священников, смерть родителей, конфискация родного дома – все эти трагические события подорвали здоровье Матушки, она слегла на одр болезни, не покидая его до самой кончины.
Немало преданий связано с именем Старицы. По свидетельствам священнослужителей, записанных со слов очевидцев, Матушке во сне явилась блаженная Ксения Петербургская и благословила ее нести свой вдовий крест и крест юродства.
Еще до войны односельчане называли матушку Валентину Святой. К ней несли заболевших детей, просили помолиться, приходили за житейским и духовным советом. Незадолго до войны Блаженная предупреждала людей о грядущем бедствии. В военное время к Старице приходило множество женщин. Они просили сказать, вернутся ли их близкие с войны. Матушка Валентина всегда безошибочно отвечала на их вопросы, укрепляла в вере, призывала к смирению и упованию на Бога. «Своим духовным взором она прозревала жизнь посещавших ее людей, не спрашивая, кто за чем пришел, давала мудрые ответы даже на не высказанные вопросы», иногда это выражалось иносказательно, но человек, которого это касалось, всегда понимал, о чем идет речь.
Каждое утро Старицы начиналось с молитвы и приготовления канона. В белом кувшине, наполненном водой, Матушка размешивала варенье, мед и крошила туда просфоры и белый хлеб. Несколько часов она молилась над кувшином. От канона было множество исцелений.
Матушка была не просто смиренной молитвенницей, но и праведной обличительницей. С болью, гневом обличала она женщин, покусившихся на Божий дар материнства ,плакала от жалости к чадам, не родившимся на этот свет. Взгляд Матушки был взглядом самой совести: цепкий, пронзительный и одновременно добрый, врачующий. Она была духовной матерью простого верующего народа, матерью любящей и сердечно радеющей за спасение своих детей.
Матушка Валентина сокровенно общалась с ангельским миром. Раба Божия Татьяна, приходившая к Матушке, рассказывала о том, что среди бела дня видела ангела, стоящего у изголовья блаженной Старицы. Хотя он стоял позади нее, и Матушка не могла его видеть, она сказала Татьяне: "Ты видела ангела? Не говори никому, пока я жива. Расскажешь после моей смерти".
Матушка Валентина преставилась ко Господу 6 февраля 1966 года. Православный мир оплакивал Старицу горькими слезами.
Уходя из земной жизни, блаженная Валентина сказала: «Приходите на мою могилку, как к живой. Всем добрым людям помогу».
Могилка Блаженной на сельском кладбище стала местом паломничества. Благодарность и любовь народа к своей молитвеннице породили всенародное её почитание.
И сегодня нет дня, чтобы могилка пустовала. Теперь служатся на ней не панихиды и литии, а благодарственные молебны. А Матушка Валентина смотрит на нас любящими глазами духовной матери не только с фотографий, но и со святых икон.
К лежащей старице несли заболевших детей, просили помолиться, приходили за житейским и духовным советом. Она лежала на топчане в окружении святых икон и пребывала в непрестанной молитве. Перед иконами горели свечи и теплились огоньки лампад, было светло и днем, и ночью.
Еще при земной жизни, многим из своих посетителей, она говорила: "Я умру, но приходите ко мне как к живой, и я вам помогу". Данное ею обещание любвеобильно исполняется и по сей день: матушка Валентина не оставляет в своих молитвах притекающих к ее скромной могилке.
Женщина привела к матушке сына одержимого и припала к ее ногам: «Не уйду от тебя, помоги моему сыну!» По молитвам матушки сын исцелился.
Женщина по имени Надежда в первый раз ехала к матушке и с трудом ее разыскала. Когда зашла в дом, услышала звон колоколов и удивилась, как это она церковь не заметила. А матушка сказала: «Не ищи, в соборе служба кончилась».
Одна женщина находилась у матушки Валентины и слышала, как она своей хозяйке говорила: «Возьми двухлитровую миску, налей воды и положи две ложки. Идут два человека, пусть поболтают». Эти двое шли и говорили между собой: «Давай зайдем, поболтаем». Когда они зашли, матушка сказала им подать миску: «Вот вода, поболтайте».
Вспоминает Борис Николаевич Коннович: «Мне было предложено служить в церкви иподиаконом. Я не знал, что делать, и по совету знакомых поехал к матушке разрешить свои сомнения. Когда я зашел и еще не успел ничего сказать, матушка говорит: «Бог благословил вас прислуживать».
«Моя вторая мама». Откровения паломников к матушке Валентине
На сельском кладбище деревни Крысово под Минском покоится святая подвижница – блаженнная Валентина Минская. В народе ее любя называют матушкой Валентиной. Как в Москву едут к Святой Матроне, так в Крысово паломники со всей Беларуси приезжают к матушке Валентине.
При жизни, будучи более 30 лет прикованной к постели, Валентина подвизалась в молитве и смирении. Уже тогда люди называли ее святой. Господь даровал ей прозорливость, по молитвам старицы люди исцелялись.
Упокоилась Валентина, в миру Сулковская, 6 февраля в 1966 году, а спустя ровно 40 лет БПЦ причислила ее к лику святых.
«Я умру, но приходите ко мне, как к живой, и я вам помогу» – говорила матушка при жизни. Обещание это исполняется по сей день: люди приходят к святой на могилку со своими бедами и вопросами и матушка помогает. Для многих она давно стала родной и любимой заступницей…
– В моей жизни матушка, как я говорю, моя вторая мама. Без нее очень тяжело жить. Приходишь сюда с открытым сердцем, рассказываешь о своих проблемах и матушка утешает, управляет – решаются все вопросы, – делится паломница Людмила Гирик.
– Мы же находимся, как белка в колесе, крутимся туда-сюда. Приходим сюда и сталкиваемся с вечностью. Мы начинаем задумываться: кто мы, что мы, – рассуждает Сергей Островский. – Рай-то внутри нас, его не надо нигде искать. Изменение происходит тогда, когда человек осознает свою немощность и греховность. Когда человек чувствует, что он очень низко пал, что он не достоин даже поднять голову, тогда на него благодать и снисходит.
Много чудес было явлено по молитвам матушки Валентины.
– Почему мы обращаемся к матушке, потому что она является ходатаицей за нас перед Богом. Люди получают здесь исцеления. Одна женщина прикладывалась к большому кресту, и с креста ей в глаз попадает капелька. Она этим глазом не видела уже лет 30 или 40. И вот она буквально на месте прозревает, – продолжает Сергей. – Очень часто матушка помогает семьям с рождением детей.
О своем чудесном исцелении рассказывает Анна Васильевна Скрябина:
Кто и зачем так украшает матушкину сень?
Многие, однажды побывав у матушки Валентины, снова и снова сюда возвращаются.
– Мне 28 лет, а к матушке я начал ходить когда мне был 21 год, еще будучи студентом, – вспоминает Игорь Волынкин. – С приходом к матушке Валентине начался новый этап моего воцерковления, он стал более осознанным.
– Человек начинает здесь преображаться, он светлеет. Мы становимся темными, а находясь на святом месте, трудясь здесь, человек просветляется, – отмечает Сергей Островский.
На месте упокоения святой блаженной Валентины Минской всегда можно потрудиться во славу Божию. Ко всем церковным праздникам матушкина сень и кресты у могилы украшаются природными материалами. Каждое растение несет в себе определенный символ.
Нынешние украшения были созданы к 6 февраля, ко Дню прославления святой блаженной Валентины Минской. Пшеница символизирует христиан, принявших крещение. Колосья – это хлеб Евхаристии, тело Христово, благодать.
Украшения придумывает и разрабатывает Георгий Георгиевич Бигоза, по скромности пожелавший остаться за кадром. Немного о нем рассказали другие.
По эскизам и под чутким руководством Георгия Бигозы, всю эту красоту с любовью и молитвой создают матушкины чада – в основном паломники из Минска, а еще из Молодечно, Слуцка и других городов. На могилке блаженной они трудятся каждые выходные и всегда открыты и рады новым помощникам. В теплое время года тут заготавливают материал – люди собирают на полях васильки, ромашки. На украшения для матушки жертвуют цветы и многие дачники. К зиме в лесу собирают шишки, еловые и сосновые веточки.
– Еще не прошло 10 лет с момента прославления матушки Валентины, а как много здесь преобразилось! – воодушевлен Игорь Волынкин. – Смотрю на труды, которые здесь совершаются и удивляюсь. Я помню, как раньше украшения проходили только 2-3 раза в год и они были не такие масштабные, как сейчас. Но матушка и Господь управляют, так что появляется и желание, и возможность служить тут и таким образом прославлять Бога, это место и святую блаженную Валентину Минскую.
Фото: Сергей Островский
17 февраля 2015 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Тамара Манелашвили Сидящая Анастасия
Она села на корточки во дворе своего дома и больше не двигалась с места. Постоянно молилась. Дни и ночи… Месяцы… Годы… Жил человек.
Епископ Антоний (Азизов) Жил человек.
История для 2-го тома «Несвятых святых»
Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний (Азизов)
Велика тайна жизни человека и, наверное, ещё более велика тайна его смерти и спасения. О современных подвижниках
Свящ. Димитрий Фетисов О современных подвижниках
Священник Димитрий Фетисов
Эта история о том, как можно нести свой тяжкий крест не только без ропота на Бога, но и без единой угрюмой морщинки на лице.
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
Новые книги издательства Сретенского монастыря.
Специальная рассылка к большим праздникам.
Как избавиться от болезней и одержимости: молитва Валентине Минской
Образ этой святой пришел к нам из Белоруссии. Родилась Валентина в мае 1888 г., став одной из дочерей священника Феодора Чернявского. Детство девочек проходило в деревне Коски на речном побережье. Находится эта местность недалеко от нынешнего Дзержинска (в старину город назывался Койданово).
После учебы в женском духовном училище Валентина вышла замуж за Федора Сулковского – советника Минского уездного правления. Ее сестры стали женами священников. Молодые женщины надеялись на счастливую жизнь, однако судьба уготовила им незавидную участь. Сначала отправляется на каторгу арестованный Федор Сулковский и там же умирает. Мужья сестер погибают в результате расстрела. Вскоре за этими событиями одна беда сменяется другой.
Со смертью родителей у Валентины не остается жилища, поскольку отчий дом правительство конфисковало и сделало здание школой. Церковь, в которой служил ее отец, сгорела, и напоминанием о ней выступал только крест. Чтобы хоть как-то выжить, молодая женщина поселилась в церковной сторожке с холодным земляным полом.
Сильные стрессы и проживание в неблагоприятных условиях подорвали здоровье Валентины. Более 30 лет она пролежала в постели, пока не умерла в 1966 г. За это время у женщины появился дар исцеления и прорицания. Если верить легенде, во сне на благие дела Валентину Федоровну наставила сама Ксения Петербургская – святая блаженная особа.
Как вспоминают жители деревень, причисленных к Минскому уезду, матушка Валентина никогда не корила судьбу, зато всегда оказывала поддержку другим людям, лечила, оставляла за них словечко перед Богом, наставляла на путь истины. Подворье домика-сторожки никогда не пустовало, ведь к матушке Валентине народ торопился со всех окрестностей.
О даре предвидения Валентины Минской люди тоже знали. Часто к ней приходили жены и матери, желавшие узнать, не числятся ли в мертвых их мужья и сыновья, ушедшие на войну. Провидица всегда безошибочно отвечала на любые вопросы. Валентина могла неожиданно сказать фразу, которая казалась странной для окружающих. Но впоследствии происходило какое-либо событие, и жители Минского уезда привязывали его к изречению провидицы.
Например, предложение «Черная птица летела над Москвой и упала» было высказано Валентиной накануне смерти Сталина. «Твоего отца убили» – сказала предсказательница мальчику, и тот действительно вместе с матерью через пару дней уже плакал над похоронкой. Брошенное между делом «Жаль старичка» предрекло кончину Калинина.
Но самым интересным и непостижимым для современного народа остается то, как Валентина Минская предсказала гибель атомохода «Курск». В годы ее жизни люди никак не могли истолковать, что значит «Курск уйдет под воду. Моряки станут взывать к помощи Всевышнего, но их не спасут». Для человечества того времени Курск являлся только городом, а что такое атомоход – они понятия не имели. Тем не менее, через много лет пугающее предсказание сбылось.
Текст молитвы
Через 40 лет после смерти провидицы, а именно 6 февраля 2006 г. Валентина Чернявская-Сулковская была признана блаженной и причислена к святым Белорусской православной церкви.
Сегодня к Валентине Минской верующие обращаются с просьбой о здравии и спасении от одержимости.
Вот слова этой чудотворной молитвы:
«О, блаженная наша матушка Валентина! Как ты при жизни своей принимала всех страждущих и немощных, от скорбей и болей изнемогающих, и молитвами своими снимала с них любые хвори и напасти, так подари же нам, приходящим к тебе ныне, исцеления Господнего. Не допусти наших греховных падений, но на путь спасения, мудрости и благочестия обязательно наставь каждого. Услышь слова наши, матушка Валентина, и открой путь нашим молениям к Престолу Создателя. А мы с радостью вознесем хвалу Пресвятой Троице – Отцу, Сыну и Духу Святому. Пусть будет так отныне и навеки. Аминь».
Новоявленная святая белорусской земли, блаженная Валентина Минская
6 февраля 2006 года ровно через сорок лет после смерти была канонизирована подвижница благочестия блаженная Валентина (Валентина Феодоровна Сулковская) .
Более тридцати лет старица была прикована к постели. В ее молитвенном уходе из жизни заживо было явлено, как «в немощи человеческой сила Божия совершается». Ее житие – непрестанная молитва. Могилка святой блаженной Валентины сегодня является местом паломничества и молитвы. В народе с любовью называют свою помощницу Матушкой Валентиной.
Родилась она 7 апреля 1888 года в деревне Коски Минского уезда семье священника Феодора Иосифовича Чернявского, служившего в это время настоятелем Свято-Николаевской приходской церкви в деревне Станьково и происходил из священнического рода. Мать Софья Петровна была княжеского происхождения из рода Свирских. В 1902–1904 годах отец исполнял обязанности благочинного, был награжден наперсным крестом, а в 1910 году удостоился ношения ордена Святой Анны III степени. Мать была волевая, строгая женщина, благочестиво воспитавшая не только Валентину, но и еще трех дочерей, старших Анну, Ксению и младшую Ольгу.
Интересен факт из детства Валентины. В пять лет она принесла из лесу маленькую ёлочку и посадила её недалеко от храма в Косках. Валентина усердно поливала ёлочку и молилась Господу, чтобы деревце росло и крепло. Ёлочка выросла в форме креста.
Незадолго до первой мировой войны Валентина Чернявская вышла замуж, став избранницей Феодора Васильевича Сулковского, который также происходил из духовного сословия и служил в Минском уездном правлении в звании коллежского советника. В годы войны супруг Валентины служил в военном ведомстве, занимался вопросами обеспечения действующих армий Западного фронта. Супруги какое-то время в войну жили в Польше. Сама же Валентина, чтобы в условиях военного времени, голода и разрухи обеспечить себя пропитанием, окончила в Минске курсы по переписи бумаг и обучилась работе на печатных машинках. После войны семья переехала на родину и стала заниматься хозяйством.
В 1931 году Феодор Васильевич Сулковский большевистскими властями был арестован и сослан в лагерь. Репрессированы были и другие ее родственники, все мужья сестрёр, которые были священниками, в том числе, муж сестры Ксении, священник Сергий Родаковский (впоследствии расстрелян, в 1999 году иерей Сергий Родаковский был прославлен со святыми в лике новомучеников и исповедников Минской епархии в чине священномученика).
К этому времени её отец уже не являлся настоятелем церкви в Станьково, так как сильно болел. Лишь изредка он совершал богослужения в маленьком приписном Свято-Аннинском храме в Косках. В возрасте шестидесяти девяти лет 27 декабря 1919 года, её отец, протоиерей Феодор Чернявский умер и был погребён рядом с причтовым домом на церковном погосте.
Феодор Сулковский, её муж, не имея возможности продолжать исполнение своих прежних обязанностей по причине прихода советской власти, занялся личным подсобным хозяйством, завёл скот, стал пахать землю и сеять хлеб. В 1920-е годы в условиях новой экономической политики это давало семье скромную возможность обеспечить свое существование.
В начале 1937 года умерла Софья Петровна Чернявская, и Валентина осиротела. Потеря родителей, мужа, многих родственников, аресты и гибель в это время последних священников Минской епархии были тяжело пережиты Валентиной Феодоровной. Но эти трагические испытания стали горнилом, в котором укреплялся ее дух и решимость принять на себя подвиг блаженного служения Господу. Страдания не сломили ее, не ввергли в отчаяние, ибо вера в Бога вдохновила ее продолжить жизнь на новом поприще свидетельства о том, как в немощи человеческой совершается сила Божия.
В конце 50- х – первой половине 60 -х годов Святая Церковь претерпела новое усиленное гонение со стороны безбожной власти. В условиях массовой антирелигиозной пропаганды, повсеместного закрытия и разрушения храмов советским гражданам внушалось, что через двадцать лет с Церковью будет покончено навсегда, а по телевидению «покажут последнего попа». Религиозная литература и проповедь была запрещена, и людям было очень сложно не потерять себя в омуте того дурмана, куда все глубже погружалась общественная жизнь.
Матушка Валентина утешала скорбящих и своей молитвой помогала им, по милости Божьей возвращала здоровье больным. В этой молитвенной помощи состоял смысл служения блаженной Валентины Богу и людям в тяжелые времена.
В начале 1937 года умерла её мама, Софья Петровна Чернявская, и Валентина осиротела. Дом был отнят (в нём разместили школу). Уход за болящей Валентиной взяли на себя соседи Антон и Евфросинья Лойко, присматривавшие за ней до конца своих дней.
В июле 1937 года советские власти арестовали в Минске последнюю группу православного духовенства епархии, объединявшуюся вокруг епископа Филарета (Раменского), который совершал богослужения в церкви святой равноапостольной Марии Магдалины. В числе арестованных, наряду с протоиереями Стефаном Кульчицким и Антонием Киркевичем, иереями Михаилом Рубановичем и Сергием Садовским, оказался и диакон Владимир Лобач. Все они были расстреляны 1 ноября 1937 года.
Валентиной Феодоровной были пережиты потеря мужа, смерть матери, гибель последних священнослужителей Минской епархии. Но эти трагические испытания лишь укрепили её дух и решимость принять на себя подвиг блаженного служения Господу.
Первые свидетельства о чудесах по молитвам матушки Валентины, относятся к довоенному периоду. Валентина предвидела Великую Отечественную войну и односельчанам говорила: «придется увидеть железные птушки…» Во время войны к ней приходили жёны, матери и сёстры мобилизованных на фронт мужчин. Ей они приносили свои платки, которые Валентина с молитвой благословляла. Эти намоленные платочки мужчины бережно хранили под боевыми гимнастёрками и возвращались с войны домой.
Своим просветленным взором она видела мир с его духовной, невидимой для внешнего взгляда стороны. Матушка ясно прозревала прошедшее и будущее и, когда считала необходимым, возвещала это людям. Различая сокровенное в душе каждого человека к ней приходящего, она утверждала в нем веру в Господа Иисуса Христа, обличала нераскаянных грешников, призывала их к покаянию и спасению
Её похоронили на местном кладбище возле родной деревни. Похороны Матушки вызвали переполох у властей; всё время присутствовал их наблюдатель. Было запрещено хоронить со священником, поэтому присутствовал он скрытно — в гражданской одежде. На её могиле с металлической оградкой стоит лишь металлический крест со скромной надписью, кто и когда похоронен.
Кант, посвящённый блаженной Валентине Минской, на музыку протодиакона Николая Авсиевича, написала раба Божия Антонина.
От Минска и до Косок
Совсем рукой подать.
Могилка там Высокая –
Покой и Благодать.
По одному, гурьбой
Идут и стар, и молод
Поговорить с Тобой.
И муж, и сын, и дочь.
Всех нужно ей утешить
И обласкать, помочь.
Вот здесь ручей, вот мост,
Из дальних мест, из Минска
Спешат все на погост.
Сестрёнка Ольга спят,
Здесь Ангелы святые
И днём, и ночью бдят.
В народную тропу, –
И нет здесь запоздалых:
И Крестным ходом шли,
Там словеса хвалебные
И слезы, и мольбы.
И в сердце приняла,
И на престол Всевышнего
Ликует весь Собор:
Слились в единый хор.
Родная наша мать, –
У Косок Благодать.
Не видно ей конца.
Здесь явные и тайные
В кладбищенской тиши
Здесь льются постоянно
Из глубины души.
Под колокольный звон,
Тебе – земной поклон!
Совсем рукой подать.
Могилка там Высокая –
Покой и Благодать.
Вёдро иль гроза,
Сердце бьется радостью,
Вот идут паломники,
Песнь поют свою,
Есть у нас помощница
Пусть бушует житейского
Ты услыши наш тихий,
Матушка блаженная Валентина,
Моли Бога о мне и о нас.
Там свеча незримая
Там молилась матушка
До последних дней
За страдальцев праведных
Пусть бушует житейского
Ты услыши наш тихий,
Матушка блаженная Валентина,
Моли Бога о мне и о нас.
Помоги мне, матушка,
Пусть бушует житейского
Ты услыши наш тихий,
Матушка блаженная Валентина,
Моли Бога о мне и о нас.
На постельке Божией
Тридцать восемь лет
Ты молилась, матушка,
За весь Божий свет.
Пусть бушует житейского
Ты услыши наш тихий,
Матушка блаженная Валентина,
Моли Бога о мне и о нас.
Кружка здесь железная
А молитва слезная
Пусть бушует житейского
Ты услыши наш тихий,
Матушка блаженная Валентина,
Моли Бога о мне и о нас.
ко святой блаженной
О блаженная мати наша Валентино! Якоже и во дни земныя жизни твоея, с любовию принимала всех страждущих и немощствующих, всех в скорбех и болезнех сущих, и молитвами твоими целила недуги их. Такожде и ныне всем, с верою и умилением приходящим к тебе, у Господа исцелений испроси, наипаче же от падений греховных сохрани и на путь спасения настави. Услыши нас недостойных, блаженная Ва-лентино, и принеси наша моления ко Престолу Всевышняго, да с радостию восхвалим Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.