Чудотворные слова: молитва на освящения плодов в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Bookitut.ru
Молитва на благословение винограда 6 августа.
«Господи Боже наш! Благослови этот новый виноградный плод, который, по Твоему благоволению, при ясной погоде, через благорастворение воздуха и дождевые капли, созрел к этому времени. Да послужит он и его сок нам, вкушающим его, и радостью и приношением для очищения нас от. грехов, приносимым Тебе с Освященным Святым Телом Твоего Христа, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь»,
Если же 6 августа вместе с виноградом или, за неимением винограда вместо него приносятся в храм для освящения яблоки и другие фрукты, то произносится еще и другая молитва — на благословение первых плодов и овощей. Эта же молитва произносится при благословении вообще всех первых плодов и овощей, также в свое время после созревания приносимых в храм для освящения.
Молитва на освящения плодов
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Преображение Господне
Литургическое освещение праздника
Событие Преображения Господня на Фаворе описывается в Святом Евангелии (Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 23-36).
Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него как в Сына Божия, и однажды на вопрос Его к ним: «Вы за кого почитаете Меня?» — апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15-16). После этого Господь сразу же начал открывать ученикам Своим тайну, что Его ожидает в Иерусалиме, то есть страдания и смерть.
Прошло после этого несколько дней. Господь берет с Собой на гору Фавор помолиться «верховных учеников» Петра, Иакова и Иоанна — именно тех апостолов, которые, по выражению церковной стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его»1, берет их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий2.
И когда Господь молился, лик Его просиял как солнце, и одеяние Его стало бело как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставивших землю: Моисей и Илия. Они беседовали об исходе, который предлежал Христу в Иерусалиме, о конце Его земной жизни, о Его кресте и смерти.
Апостол Петр в порыве восторга от Фаворского сияния воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, а из облака раздался чудный Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).
Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника, при этом изъясняется и глубокий его догматический и нравственный смысл.
Явившиеся преобразившемуся Господу и с ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» (этим своим явлением) свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческого Существа Сияние, господствуяй живыми и мертвыми»; они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков»1. И был к апостолам «глас свыше Отечь, из облак шумно предсвидетельствующ и глаголющ: «Сей есть, Его же … из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, Его же послах спасти» людей, в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества»2.
Моисей и Илия своим явлением свидетельствуют о Божестве Спасителя. Их беседа со Христом о завершении Им спасительного подвига крестными страданиями подтверждает, что Преображение Господне «провозвещало и славное Креста ради спасительное Воскресение»3, и избавление мира от преступления4.
На Фаворской горе Христос Спаситель, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа)»5, славу Своего Божества6, «являя началообразныя доброты благолепие и то не всесовершенно. »1. Удостоверяя учеников о Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не како со зраком и еже жити погубят, но якоже можаху вмещати, телесныма очима стерпяще»2. Поэтому-то «Божества Своего (только) малу зарю обнажив» Спаситель3, скрывая «под плотию сокровенную молнию Своего Существа и Божественного благолепия»4.
«Создавший невидимыми руками человека по образу Своему Христос (теперь при Преображении) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в образе, но каков Он Сам по существу (в блистании Божества), будучи Богом и Человеком»5.
В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей.
В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие», которым спас мир, «грехом погибающий»6.
В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображься, облистати паки сотворил еси, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость»7. «Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее, изменив, просветил еси, древле естество и изменением зрака (Лица) Твоего, богосоделал (обожил) еси»8. В ряде стихир праздника указывается, что Небесный Голос обращается ко всем носящим имя Христово: всем следует преображаться под яркими и животворящими лучами света Христова, всем следует устроить свою жизнь по заветам Христа, Его слушать («Того послушайте»).
В лице апостолов Христос Своим Преображением показывает и всем Своим последователям: «яко высотою добродетелей (жизни во Христе) облиставше, (они) и Божественной славы сподобятся»9.
История праздника
Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.
Предпразднство и попразднство
Праздник Преображения имеет один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 13 августа.
Особенности богослужения праздника
На великой вечерне поется прокимен дня или великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли. ». Великий прокимен положен в том случае, когда праздник случится в субботу. В субботу же вечером (под воскресенье) поется обычный великий прокимен — «Господь воцарися…»1.
Когда же праздник приходится на понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то под самый праздник на великой вечерне поется прокимен дня, а великий прокимен поется на вечерне в день праздника.
1-я: Исход, гл. 24 (Моисей получает от Бога скрижали Завета).
2-я – Исход, гл. 33-34 (Моисей молит Бога увидеть Его лицом к лицу).
3-я – Третья книга Царств, гл. 19 (Илия идет до горы Хорив 40 дней).
На благословении хлебов — «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника, глас 7-й:
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый
учеником Твоим славу Твою, якоже можаху
(т.е. насколько они могли принять ее, видеть — архим. И.)1;
да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».
На утрени: по полиелее поется величание:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение». После малой ектении — седален праздника. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: «Фавор и Ермон. ». Евангелие – от Луки, зач. 45-е. Псалом 50-й. «Слава»: «Всяческая днесь радости исполнишася: Христос преобразися пред ученики». «И ныне» — то же. «Помилуй мя, Боже. » и стихира, глас 5-й: «Божества Твоего, Спасе…»
Канонов два: св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина. Ирмосы обоих канонов по дважды. Тропари на 12. Катавасия: «Крест начертав. ».
По 3-й песни — седален праздника, «Слава, и ныне» — то же.
По 6-й песни — кондак: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние» и икос.
На 9-й песни вместо «Честнейшую» поются припев и ирмос 9-й песни.
Припев: «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа» (один припев для обоих канонов). Ирмос: «Рождество (рождение) Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею (от Твоего чрева) пройде, яко Плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем».
По 9-й песни – светилен праздника (трижды). В конце утрени — отпуст праздника:
«Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос, истинный Бог наш. » (см. Служебник).
На литургии — антифоны праздника.
На малом входе – входный стих: «Господи, поели свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою».
Вместо «Достойно» — задостойник: «Рождество Твое нетленно явися…» с припевом. «Величай, душе моя. » (до отдания праздника).
Прокимен, глас 4-й: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи. ». Апостол — Пет., зач. 65-е. Евангелие — Мф., зач. 70-е. Причастен праздника: «Господи, во свете Лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки».
В попразднство на литургии после малого входа поется «Приидите, поклонимся» с окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуиа».
К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.
Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».
Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.
Чин освящения плодов
После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи…» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш…» (в Малом и Большом Требнике), после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой1. Затем — «Буди имя Господне…» и отпуст праздника.
Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников (см.: Типикон, 15 сентября), является то, что вечером в день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и, как сказано выше, поется великий прокимен.
Преображение Господне
Событие праздника и его эортологическая динамика
В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).
Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).
Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).
При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.
Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”» [1] .
Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя» [2] .
Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Праздник в православном богослужении
Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».
Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».
За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.
В конце литургии положены молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.
Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и крестообразно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.
На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.
Чин освящения плодов на Преображение Господне
В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.
Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш».После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне»и отпуст праздника.
На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.
Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.
Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве [4] .
Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).
В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).
Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.
18 августа 2009 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.