Чудотворные слова: молитва на валааме в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Молитва перед началом и по окончании всякого дела – рецепт райских кущ Валаама
ничего не бывает без воли Божией;
знает Бог, что то и то благо и полезно, потому и случается так.
Преподобный авва Дорофей.
Сады Валаама.…Уж сколько про них сказано и написано. Но не иссякает поток и восторженных восклицаний, и недоуменных вопросов о том, каким образом удается в условиях «экстремально рискованного земледелия» выращивать овощи и экзотические фрукты, да еще получать удивительно высокие урожаи. В чем же секрет? Знают ли валаамские монахи нечто, сокрытое от всего остального мира? Что дает им силу преображать природу и создавать рукотворные райские кущи на голых камнях?
Выращивание картофеля, сыроварение, разведение форели – дело жизненно важное, но не главное для монахов. В отличие от крепкого колхоза или фермерской усадьбы, сельскохозяйственные послушания насельников имеют другие идеологические, говоря современным языком, основания: ничто в обители не совершается без упования на волю Божию и молитвы, и все направлено ко стяжанию мира в душе и смирения.
“Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли”
То не надобно терять семь осьмых для того, чтоб сохранить одну осьмую
И даже человек далекий от Церкви имеет тысячу доказательств того, что подчас все идет не так, как было рассчитано и определено, – рано или поздно случается нечто, со всей очевидностью доказывающее: уверенность в том, что все планы осуществимы при контроле над ситуацией, – это иллюзия, самообман. Вот поэтому прежде всякого дела верующий попросит в молитве благословения и помощи Божией. Это упование не на себя, а на Отца Небесного дарит бескорыстную радость в случае победы, даже самой маленькой, и дает силы со смирение принять поражение, даже очень большое. И это относится к любому делу, будь то написание иконы или выращивание винограда на камнях, ананаса в теплице.
Но одной молитвой не спасешься: с ней надо соединять и исполнение воли Божией – всего, что возложено на каждого в нашей повседневной жизни. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19) – и кто-то учит детей, кто-то строит дома, шьет обувь, водит поезда. Валамские насельники всегда должны были трудом добывать хлеб насущный, ведь ничто в природных и климатических условиях архипелага не давало надежды на беспечную жизнь. Да и не было никогда легкой жизни на острове даже в самые благополучные годы. А уж трагических событий в истории обители не счесть. И каждый раз братия поднимала монастырь из руин, бережно восстанавливая и сохраняя прежнее и создавая новое. Без мира в душе этим трудным путем не пройти: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).
Как сотни и десятки лет назад, за каждым построенным храмом, обустроенным скитом или выращенным в теплице помидором – ежедневные послушания. Мирянину иногда трудно поверить в то, что сено косит или дойкой на ферме занимается человек, получивший хорошее университетское образование, но теперь, в монастыре, с радостью и легким сердцем «крутит хвосты коровам». И самое удивительное, что труды этих городских, в прошлом, жителей приносят самые различные ощутимые плоды.
Повторяем, всякое дело, которое начинает человек верующий, должно иметь благословение Божие. Но приходит оно не к жестоковыйным и своевольным, а к смиренным и кротким. В «Поучениях» преподобного аввы Дорофея читаем: «При всяком встречающемся деле, хотя бы оно было крайне нужно и требовало тщания, не хочу, чтоб вы делали его со спорами, или с смущением, но будьте уверены, что всякое дело, которое вы делаете, – велико ли оно или мало, – есть осьмая часть искомаго, а сохранить свое устроение, если и случится от сего не исполнить дела, есть седьмь осьмых. Итак, если вы делаете какое дело и хотите совершенно и всецело исполнить его, то старайтесь как самое дело исполнить, что, как я сказал, есть осьмая часть искомаго, так вместе с тем сохранить и свое устроение не поврежденным, – что составляет седмь осьмых. Если же для того, чтоб исполнить дело вашего служения, настоять будет необходимость увлечься и повредить себе или другому, споря с ним, то не надобно терять семь осьмых для того, чтоб сохранить одну осьмую».
И тогда с чистым сердцем припадаем в молитве к Господу, чтобы Он сподобил нас не отступать ни в чем от Его святой воли и дал силы преодолеть трудности. А у того, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, и молитва дерзновеннее перед Богом.
Ведь молитвы – это не заклинание, а просьба о помощи
Итак, всякое дело начинается с обращение к Господу – с молитвы. В Православной Церкви принято обращаться с молитвой к Святому Духу. Можно помолиться и кратко: «Господи, благослови!» Но лучше не лениться и потратить малое время на призывание помощи Божией. Хорошо заучить эти молитвы наизусть и повторять про себя, когда необходимо.
Сотворив молитву перед началом нового дела, следует честно и с полной отдачей выполнять свою работу. Ведь молитвы – это не заклинание, а просьба о помощи, и святые не будут делать ничего вместо нас. Молитва придает сил, но не отменяет необходимости сделать наилучшим образом то, что требуется. Даже апостолы зарабатывали на жизнь, терпели нужду, жару и холод.
После окончания трудового дня или совершенного дела не следует забывать о благодарности за помощь. Ведь в повседневной жизни ответное слово «спасибо» для нас норма. Благодарение поможет избежать и такого греха, как гордыня. В противном случае человек решит приписать успех только своим силам, а тут недалеко и до беды.
Поблагодарить за оказанное благодеяние необходимо, даже если все вышло не совсем так, как хотелось, – ведь любое богоугодное дело просто обречено на успех. И именно об этом свидетельствуют валаамские сады, цветущие и плодоносящие невзирая на климат, бедность почвы и заброшенность на десятки лет.
Учитель и наставник монахов, авва Дорофей пишет: «…что бы то ни было, я всегда делаю по силе моей и всё предоставляю Богу». И далее: «…смирение состоит в том, чтобы свои подвиги приписывать Богу». Так не в этом ли секрет валаамских райских кущ? Не в этом ли и секрет счастливой жизни в миру – в совершенном смирении, уповании на волю Божию и в мирном, радостном сердце?
Молитвы перед началом всякого дела, читаемые на начало каждого послушания
Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. (Со дня Святой Пасхи до Дня Святой Троицы (50 дней) молитва «Царю Небесный, Утешителю» не читается, от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи «Христос воскресе…»).
Тропарь: Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.
Кондак: Скорый в заступлении и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершении намерения благаго дела рабов Твоих произведи: всябо, елика хощеши, яко всесильный Бог творити можеши.
Молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершати, воимя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Благодарение после окончания всякого дела.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе.
Тропарь: Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Кондак: Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.
Слава и ныне: Богородичен
Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.
Молитва: Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Господи, помилуй (3 раза).
Отпуст: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Перед началом рабочего дня можно молиться святым:
Богородице – заступнице всего человечества;
Ангелу-хранителю – он призван охранять наше тело от болезней, а душу – от искушений, но не стоит забывать, что недобрые мысли и дела отгоняют Ангелов прочь;
святому, чье имя было взято при крещении;
святителю Николаю, который и сам был усердным тружеником, и всегда помогал всем ближним, невзирая на сложности;
мученику Трифону, который помогает хорошо исполнять свои обязанности, и другим любимым святым.
Рекомендуем:
Традиция подачи записок с именами для молитвенного поминовения именно в монастыри сложилась в России очень давно. В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать на поминовение удаленно. На сайте Валаамского монастыря тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет (см.: valaam.ru/rites ).
Материалы по теме:
Ознакомиться с более подробной информацией о возможных способах помощи монастырю можно по ссылке.
Чудесные исцеления: Чудотворцы Валаамского монастыря
Чудотворцы Валаамского монастыря
О дивный остров Валаам!
Река Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель высшей чистоты.
Из старинной песни
Валаамская обитель – древнейшая святыня на Руси. Согласно преданиям и таким древним рукописям, как “Оповеди” и “Вселетник” Киевского митрополита Иллариона (1051 г.), сам апостол Андрей Первозванный из Киева прибыл в Новгород, а затем по реке Волхову достиг Ладожского озера и Валаама. В те времена это был языческий остров с главными капищами Волоса и Перуна (Велес, Волос и Перун — языческие боги, которым поклонялись древние и приносили жертвы). Апостол Андрей благословил горы каменным крестом, обратил жителей в Христову веру, капища Велеса и Перуна были истреблены. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобный Сергий и его преемник св. Герман. Точное время их жизни неизвестно, однако их святые мощи были обретены нетленными еще в 1163 году. Относительно преподобных Сергия и Германа в древних книгах сохранились такие слова: “Их любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия — истинен, молитва непрестанна, нрава кротость, слезы присно текущие, пост, бдение и труды, предел естества превосходящие”.
Святые Сергий и Герман обладали пророческим даром и предсказали запустение и разорение обители шведами (1611 г.). Архимандрит Макарий писал в 1696 году: “Тии святые — Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы преславние еще живи быша, и тогда прорицах (пророчествовали) настоящая и будущая”. Вероятно, при жизни святые занимались и целительством, хотя определенных и конкретных данных на этот счет летописи не оставили. В одной из древних молитв есть такие слова: “Вы бо в недузех явистеся целители, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление и от всякого смертоносного нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение, и всяких наветом содержимых очищение и помощь”.
Одним из почитаемых Валаамских чудотворцев является преподобный Авраамий (в миру Иверик), умерший согласно рукописи о его житии в 1054 году. Родившийся в языческой семье, он от рождения своего был расслаблен и обездвижен “неисцельною” болезнью, “лежа на одре своем осьмнадцать лет”. Однажды проезжие купцы стали рассказывать об Иисусе Христе, Его подвигах и чудесных исцелениях. На больного юношу рассказ произвел необыкновенно сильное впечатление, и совершил буквально переворот и в физическом и в духовном плане: “И се внезапу почувствовав в себе силу, нашедшую нань, и начав превращатися семо и овамо и рукама и ногама пресмыкаяся владети, и воста здрав”. Иверик исцелился по огромной вере и промыслу Всевышнего. Вскоре духовное озарение побудило стать его монахом. На Валааме его крестили (игумен Феогност), а затем постригли во святой иноческий чин, нареча именем Авраамий. Святые мощи его обретены нетленными.
Приведенный выше пример показывает возможность чудесного исцеления по одной лишь пламенной вере и горячему устремлению сердца к Истине. Безусловно, механизм такого чудесного преображения и полного физического исцеления с точки зрения науки не ясен. Даже если предположить функциональный характер парализации (то есть, как говорят в народе “на нервной почве”) и выздоровление через самовнушение и религиозную веру, то все это не очень согласуется, видимо, с предполагаемой истиной по целому ряду причин, свидетельствующих явно не в пользу “нервной” природы недуга: парализация была от рождения, в течение 18 лет и наверняка сопровождалась атрофией мышц ног, отсутствием навыков в ходьбе, нарушением координации и прочее. В приведенном же примере, как и в других чудесных исцелениях, отмечается мгновенное физическое преображение: слепые начинают видеть, глухие слышать, расслабленные ходить.
За период своего существования Валаам, именуемый в прошлом “Северным Афоном”, “то возвышался, то падал, то разоряли его, то опять он возникал из пепла и развалин”. Особенно сильному разорению подвергся он после 1940 года, когда после финской юрисдикции (с 1917 года) вновь перешел по мирному договору к СССР. Последовало варварское разрушение святыни, что, впрочем, соответствовало духу того времени и государственной политике, хорошо известной всем. Возрождение древней обители началось после посещения ее в 1989 году митрополитом Ленинградским и Новгородским (ныне Святейший Патриарх Алексий).
Немало выдающихся людей России посетили некогда Валаам, стремясь духовно соприкоснуться с хранителем суровым отеческой святости и чистоты. Обитель посещали в разные годы: Великий князь Константин, Святитель Игнатий Брянчанинов, известные философы, писатели, поэты, музыканты. В 1819 году посетил обитель Царь Александр I. Остались трогательные обоюдные воспоминания после этого визита, как у гостеприимных хозяев, так и у монарха Российского. Перед приездом царское повеление гласило: “чтобы встречи никакой не делать; чтоб служб церковных не прибавлять и не убавлять, а быть всему по монастырскому положению” (вот бы тому поучиться ныне всем высокопоставленным особам). По приезде в обитель Государь несколько раз восторженно повторял: “Собор у вас прекрасный”, “вид вашего монастыря прекрасный”, он целовал у каждого иеромонаха руку, не давая своей руки, кланялся братии. Были когда-то у России и подлинно духовные правители!
Безусловно, наиболее почитаемыми святынями на Валааме были святые мощи угодников Божиих Сергия и Германа. В специально составленной для свидетельства о чудесных исцелениях книге Валаама имелось немало записей. Ряд исцелений происходил в случаях даваемых обетов: когда сами больные или их родные, близкие давали обещание перед Богом (или святыми) в случае выздоровления совершить то-то и то-то. Это чем-то напоминает некое подобие жертвоприношения по достижении просимого результата. Христианская религия (православная, в частности) считает влияние чтимых святых после окончания их земной жизни на живущих несомненным в силу того, что они исполнились Божьей благодати. Их молитвы о нас “приятны Господу, как верных рабов Божьих”, они не умерли, а живы, как и “Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лук. 20, 38). Итак, несколько примеров таких исцелений, изложенных в сокращенном виде.
1. Купеческий сын Иоанн Старцев с четырнадцатилетнего возраста страдал падучей болезнью. Припадки мучили ежедневно. В течение 1 года и 9 месяцев лечился в С.-Петербурге, в больнице, но безрезультатно; все старания врачей были безуспешны. Тогда сам больной, вероятно, зная о возможности чудесного исцеления через молитвы, стал молиться св. Сергию и Герману, при этом давая обещание в случае выздоровления потрудиться в святой обители. Вскоре после таких молитв неожиданным образом последовало выздоровление. В 1850 году окончательно выздоровевший Иоанн приехал на Валаам, где прожил один год, усердно трудясь, исполнив тем самым данный обет. С медицинской точки зрения данное исцеление может быть объяснено только лишь в случае опять-таки функционального характера болезни, с другой стороны, петербургские врачи в то время уже достаточно ориентировались в “нервных припадках” и, видимо, подразумевали эпилепсию. Впрочем, это в который раз лишь теоретическое предположение, ибо достоверно определить точный медицинский диагноз по понятным причинам не представляется возможным.
2. Двухлетний младенец Иоанн Меншаков из деревни Лунгули был исцелен от “внутренних болезней и расстройства тела” по обету, данному его родителями.
3. Дочь священника Либерского прихода стала здоровой, избавясь от расслабления ног и болезни глаз.
4. Исцелился также хромой Федор, уроженец острова Гаугине, ходивший на деревяшке из-за боли в ноге.
5. А крестьянин Выборгской губернии Михаил Вайтине даже избавился от пьянства, слабоумия и телесного расслабления одновременно, после чего ушел в монастырь и был пострижен с именем Михей.
Немало свидетельств об исцелениях от святых мощей.
Так, крестьянин Семен Константинов в 1847 году оглох и впал в умопомешательство, но был подведен к многоцелебной раке и исцелился. Исцеление после помазания елеем от лампады перед иконой с образами преподобных Сергия и Германа произошло у крестьянина Алексея Иванова, страдавшего болезнью глаз. Эти и многочисленные другие свидетельства, безусловно, способствовали известности обители и ее насельников. Надо отдать должное многим поколениям этих мужественных воинов Христовых, испытавших столько раз нападения, грабежи и разорения со стороны различных врагов, но устоявших, духовно победивших. Да и не могло быть иначе, ведь это место испрошено у Господа молитвами и трудами, искуплено от древних врагов России православной мученической кровью.
Тем, видно, и сильна православная душа, что никакие испытания не низводят ее в окончательную погибель, что пройдя через страдания и погромы, восходит она, словно солнце из мрака; что, вобрав в себя боль мира, хранит в себе надежду этого же мира на спасение, и каждый раз, воскресая из руин, обращает свой лик к Высшему Свету Истины.
И опять приходит такое время и пришло уже. И ждет весь мир совершения нового чуда воскрешения и преображения России, в которое так надо всем нам верить и надеяться. Молиться, верить и надеяться непрестанно!
Библиотека
Стань лучше.
Помоги ближнему.
О проекте Православие.By
Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.