Молитва о терпении скорбей

Чудотворные слова: молитва о терпении скорбей в полном описании из всех найденных нами источников.

Молитвы о даровании терпения

Хвала Тебе, Отче милосердия и Боже всякаго утешения, что Ты никогда не оставляешь страдальцев Твоих без посещения и утешения. Наказывать – наказываешь Ты их, но смерти не предаешь их; хотя Ты часто бываешь для них Богом сокровенным, но Ты – всех их Спаситель. Это утешение запечатлей, о Господи, в сердце моем и яви его истинным надо мною, когда бедствие близко, а помощника нет. Будь светом моим, когда я сижу во тьме; соделай, чтобы познание грехов моих и того, чего они заслуживают, производило во мне истинное смирение и терпение. Укрепи, когда наступит беда, веру во мне, как в Иакове, чтобы я боролся и не отпускал Тебя, пока Ты не благословишь меня. Соделай, чтобы я в страдании не бежал от Тебя, о Пастырь мой, но чтобы бодрость моя увеличивалась и я делался ревностнее к молитве и хвале Твоей. Отверзи мне ум, чтобы я разумел Писание, научился из него путям Твоим, и в истинном безмолвии сердца вполне и совершенно предавался Тебе, чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего! Аминь.

Отче милосердия и Боже всякаго утешения! К тебе взываю я во имя Иисуса Христа о даровании мне истиннаго христианскаго терпения. Вооружи меня им против всякой скорби, дабы я в ней был терпелив, ибо это весьма драгоценно. Соделай меня готовым к поднятию на себя креста Христова, терпеливому несению его и твердому пребыванию под ним до конца. Отжени от меня всякий ропот и всякую досаду плоти на тяжесть креста и продолжительность времени его. Предстань, о возлюбленный Иисусе, с Твоим терпением под крестом и на кресте, предстань очам моим и сердцу моему, дабы созерцанием Тебя я ободрялся и укреплялся к постоянному перенесению всего. Соделай, о терпеливый Спаситель, да не утомляюсь в духе моем, но в терпении да вниду чрез страдание и скорбь в Царствие Божие. Мне нужно иметь терпение, дабы, исполнив волю Божию, получить обещанное. Я прошу его у Тебя, благоволи исполнить прошение мое!

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всякую слезу от лица земли: Ты бо человеков болезни отгоняеши и грешных скорби разрешаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево! Всем предстательствуеши, Благая, прибегающим с верою в державный Твой покров: инаго бо не имамы грешнии к Богу в бедах и скорбех присно избавления, обременени грехи многими, Мати Бога Вышняго! Темже Ти припадаем: избави от всякаго обстояния рабы Твоя! Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, пречистая Богородице Дево: но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению. Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия Рождшая Виновнаго! Радости мое сердце исполни, Дево, иже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи!

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой; не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ И О МОЛИТВЕ ЗА ОБИДЯЩИХ

Пречестнейшая матушка казначея N.!

Возмогай о Господе и в державе крепости Его!

Прости, что на письмо твое от 15-го апреля не отвечал доселе. Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном положении. Что делать? Не вотще нам объявлено в Евангельском и апостольском учении, что тесен и прискорбен путь, вводяй в живот, и что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное, и что все, хотящий благочестно жити, гоними будут. Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа (Лк. 21: 19): в терпении вашем стяжите душы вашя, причем чаще перечитывай в уме Евангельские блаженства (Мф. 5: 11-12), и особенное внимание обрати на последнее: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

А чтобы не погрешить нам обвинением других, необходимо нам помнить и следующие заповеди Господни: “не гневаться всуе, не судить, и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять кленущих нас и молиться за творящих нам напасть и изгоняющия ны”.

Более всего и прежде всего следует нам молиться за творящих нам напасть, как научает нас и святой Дорофей: “Помози, Господи, якоже веси (таким-то) и за их молитвы мне, окаянной”. Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает, и изменяет противное расположение других.

Если же и после всего сказанного, по немощи нашей, помысл наш как-нибудь стал бы нас безпокоить или возмущать памятованием зла, тогда обратимся к сильному глаголу Самого Господа, вещающего через апостола: Мне отмщение, Аз воздам, — глаголет Господь (Рим. 12: 19). Не это только, но и все полезнее нам предавать суду Божию, и во всем располагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: “Человек предполагает, а Бог располагает”. Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, якоже угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении, для успокоения нашего, крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его: не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление. и весь псалом 36-й до конца.

Хотя бы сон, виденный тобой, исполнился на самом деле наяву, это тебе нисколько не повредит, а только подаст случай к терпению и к приобретению духовного искусства, как пишет брат Божий, святой апостол Иаков: человек неискушен неискусен.

Приветствую о Господе сестер и матерей, благоволящих к моей худости. Призывая на вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

Дата добавления: 2015-12-01 ; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

19 глава. О безропотном терпении скорбей

19 глава. О безропотном терпении скорбей

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Жизнь православного христианина состоит из постоянной внутренней борьбы добра и зла, греха и святости, а также и ущемления в земных удовольствиях, которые ведут в погибель вечную…

Спасительная тропа, ведущая в Царствие Божие, это сложный путь, полный трудностей и скорбей, которые мы должны безропотно преодолевать ради Вечной жизни во Христе!

Посетительница нашего сайта – Марина М. поделилась своим собственным опытом преодоления скорбей в 19 главе книги рассказов из жизни Церкви Православной.

Недавно, я, грешная, помыслила: ” Святые Отцы пишут, что православный человек спасается через безропотное терпение скорбей. При перенесении скорбей, обид, напраслин сгорают многие наши грехи. А наш обидчик является благодетелем для нас. За него надо молиться Господу. Все переносить стойко и терпеливо. Но, как же я тогда спасаюсь, если у меня нет скорбей? Я не страдаю. Я счастлива. Где скорби? Почему их нет? Я бы их тоже терпела мужественно, как святые, я бы, наверное, тоже смогла”.

Только так подумала, так такие скорби посыпались на меня, что я стала не справляться с ними, начала роптать, печалиться, плакать, жалеть себя.

А потом не вытерпела и нажаловалась дочери. Стало от этого нехорошо на душе. Нет, не буду больше жаловаться, решила я! Терпела, терпела, не выдержала и нажаловалась снова. Только маме, невольно, как мне тогда показалось, стоило только ей спросить у меня, как мои дела.

Я увлеклась своей жалобой так, что не заметила, как выплеснула на своего обидчика весь свой накопленный негатив. Высказала все, выплеснула всю обиду, всю боль от самолюбия, всю боль за больного сына, мне казалось в тот момент, что вокруг все виноваты, только не я, укоряя и обвиняя других, только не себя. Выплеснула все до последней капли. Где же справедливость, думала я, почему все так происходит?

Не понимала я, что скорби я сама выпросила у Господа. Правильно сказано: ” Не ищи искушений, не проси скорбей без воли Божьей, чтобы не оказаться побежденным”. Надо, наоборот, молиться Господу, чтобы не ввел нас во искушение, избавил нас от лукавого. Ибо, я паду, не справлюсь, яко немощна есть.

Я не заметила, как жалуясь, я облила своего обидчика грязью, осудила, укорила, упрекнула, очернила его вместо того, что покрыть все его немощи, недостатки, слабости, вместо того, чтобы сказать маме, что у меня Все Слава Богу, успокоить ее. Я только вызвала у нее отвращение к своему” обидчику”, от чего у нее повысилось давление.

А потом она сказала такие слова, как от самого Господа: ” Сегодня великий праздник, Благовещение Пресвятой Богородицы, давай не будем о плохом, терпи, молись больше Богу, Он не оставит тебя. А его” обидчика” не дразни, терпи. Господь поможет, все поставит на свои места. Защитит тебя. ” Это чудо, чтобы мама так говорила. Мы быстро успокоились, загладили все происходящее, оправдав “виновника” нашего разговора. Сделав вывод, что не такой он и плохой, как я его описала. Что он столько сделал нам хорошего, доброго. А что эта обида? Капля в море его доброй и прекрасной души. Так в мире и любви мы расстались.

Я шла домой, и мне было больно от того, что я ропщу, больно от того, что нет во мне смирения и терпения, кротости и любви, больно от того, что оказалась побежденной. Больно от того, что я так низко пала, что в душе моей кроме гордыни и самолюбия, эгоизма – ничего не осталось, больно от того, что впустила в сердце злобу, которая, как снежный ком нарастала. И справиться с ней я уже не могла. В душе появились одиночество и тоска. Благодать меня оставила, а ведь совсем недавно, как ликовала моя душа после Соборования в неизреченном счастье, 2 дня я испытывала неизреченную легкость, как будто огромный ком грязи, огромную груду хлама и мусора выгребли с моей души, омыли ее. Не передать все словами и как быстро я очернила собственную душу.

Я шла и говорила про себя: ” Господи, не могу я не грешить. Нет сил. Совершенно немощна, прости, я виновата, как дальше жить, опять каяться в церкви в этом же, как стыдно, как больно, что скажет батюшка, стоило жаловаться из-за таких пустяков и мелочей”.

А в глубине души, я все равно, не переставала жалеть себя и оправдывать, что не могла я не нажаловаться, тяжко мне было, что все эти напасти незаслуженные, вот поэтому и высказалась маме, даже легче стало. Так шла я и оправдывала себя.

Вдруг, неожиданно я слышу внутренний голос, как бы обличающий меня: ” Оттого и легко, что идешь широким путем нетерпения и зла, а путь в Царствие Небесное узкий и трудный, потому что лежит через терпение и безропотное перенесение скорбей”.

Я пришла домой и стала слезно просить у Господа прощение за свои злодеяния, как мне было больно и стыдно за осуждение и жалобу. А сама в глубине души все равно не понимала своего положения, я все равно жалела себя.

Вдруг, неожиданно для меня, услышала я тихий и кроткий голос в душе своей: ” Возьми книгу, которую дал тебе Господь и там найдешь ответ”. Я взяла ее, мне даже интересно стало, я подумала , что сейчас я найду там утешение, понимание меня, грешной, что сейчас меня пожалеют , оправдают, поймут мою немощь.

Открыла и читаю такие слова: “ТВОИМИ УСТАМИ БУДУ СУДИТЬ ТЕБЯ”(Лк.19,22).

Мне стало не по себе, страшно, я представила Суд Божий, как Господь будет судить меня с той же немилостью, злобой, досадой и непониманием, с какими я осуждала близкого человека, открывая все его слабости, не жалея его, чернила, укоряла, упрекала, не понимала. Я представила гиену огненную, как бесы меня потащат в огонь. Я отрезвилась в один миг, в одну секунду. Я все поняла, какие великие эти слова. Какой в них заложен глубокий смысл – какой мерой меряешь, такой и тебе отмерится, как ты прощаешь брату своему, так и тебе простится.

” ПОСТУПЛЮ С ТОБОЙ ПО МЕРЕ НЕНАВИСТИ ТВОЕЙ”( Иез.35,11). “Я ИЗОЛЬЮ НА НИХ ЗЛО ИХ”- сказал Бог пророку Иеремии. ( Иер.14,16).

Господи прости, окаянную. Помоги исправиться.

Немного прийдя в себя, я, грешница, читаю дальше ” Не говори: ” я отплачу за зло”; предоставь ( это) Господу, и Он сохранит тебя” ( Прич.20, 22).

И тут Господь утешил меня, недостойную, дав понять, что надо довериться Господу. Он не оставит Нас, Он все видит, Он заботится о нас, защищает, бережет. Наше дело молиться и Господь все устроит. Так же как мама сказала.

А потом я прочитала у схиигумена Саввы: «Терпи обиды, неприятности, несправедливости, не дерзай по гордости винить в них своего ближнего. Поверь, вина лежит не на нем, а на тебе: Господь желает очистить грехи твои, вот и посылает тебе как бы незаслуженную скорбь и обиду. Но опять напоминаю тебе: она заслужена тобою, твоими грехами разными прежними, и приими скорбь с радостью, как лекарство от Самого Господа, а обидчика считай небесным другом, целителем твоей души; тогда никакая обида не потревожит тебя, а только будет звать тебя к покаянию, смирению, терпению и увеличивать здравие твоей души и делать тебя любезным Богу. Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в награду. Но скажешь: «Как стерпеть, когда близкий обижает, поступает несправедливо?» Хорошо, а ты не оскорбляешь сам ежеминутно Бога? Не хулишь Его всесвятое имя своими беззакониями всяческими и маловерием? А Он, вместо казни, тебя щадит, о тебе заботится и необходимое посылает тебе в жизни, а за покаяние поставляет тебя в число Своих друзей; разве не должен потому и ты прощать ближнему от всего сердца все обиды? Если не прощаешь, и тебе Господь не простит».

Мне стало больно и стыдно за себя.

Слава Тебе Господи, яко смиряешь меня, самонадеянную, много о себе подумавшую грешницу. Прости, прости, прости, Господи. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.

Сегодня я, грешная, пошла в церковь на молебен в честь празднования Почаевской иконы Божьей Матери. Я очень печалилась и переживала, что близкий мне человек, как мне показалось не любит меня, незаслуженно обижает, да и сам обиделся на меня и не хочет мириться. Я пошла, чтобы Господь мне помог, утешил, пожалел и вразумил, помог моему обидчику.

В храме, когда я зажигала свечу, взглянула на икону, ожидая милости и понимания, вдруг, увидела строгие глаза Господа. Этот взгляд пронзил меня, как молния до самого сердца и услышала я в своем сердце такой ответ: “Что ты пришла? Просить заступления? Когда ты сама во всем виновата, когда сама обидела чадо мое любимое, я люблю его очень сильно, ты слушаться его должна и уважать, ты хочешь, чтобы я его вразумил? Ты виновата, не он”. Мне стало так стыдно. Я как будто отрезвилась, спустилась на землю в миг, во мне сразу оголились , прячущиеся искуссно от меня – самолюбие и гордыня, как змеи спустились с моих ослепших глаз.. Прости Господи, прости.. Как мне стыдно перед Господом!

А вчера, я пыталась утешение найти в молитвослове, который принадлежит моей дочери, открыла и мне попалась сразу молитва Печерского старца – молитва за тех, кого мы обидели, оскорбили, смутили, научили безумию, соблазнили и т.п. Я даже не поверила глазам своим, не утешение нашла, а обличение, я поняла, что потакала своему самолюбию, нашла вразумление, что я сама не права, что я сама виновата….

Но не смотря на это, подумав, может быть это случайность, не придав этому значение на следующий день пошла в церковь, где и спустил на земельку меня Господь. По грехам приемлю. Слава Тебе Господи во веки!!

Вот эта статья игуменьи Домники изменила мою жизнь.

Похожий материал:

Оставить комментарий

Рождественская молитва!

Рождественский пост

Молебны перед святынями

Соборные молитвы

Записки в Храм

Счетчик

2010-2017 © Православный сайт “Семья и Вера”

Оптина Пустынь

ставропигиального мужского монастыря

Толкования

Скор­би суть точ­но как жезл оте­чес­кий, под­ни­ма­е­мый от люб­ви от­ца на бес­чи­н­ству­ю­щих чад сво­их, да­бы тем их исп­ра­вить и сох­ра­нить в доб­ро­нра­вии, что пос­лу­жит им поль­зою на всю жизнь их. Бо­жий же Про­мысл прос­ти­ра­ет­ся к поль­зе душ на­ших, да­бы спас­ти в бу­ду­щей жиз­ни.

Расписание Богослужений

Сегодня, 24 декабря 11 декабря ст. ст.

06:00 Введенский собор

07:30 Храм Марии Египетской

08:15 Введенский собор

Акафист прп. Амвросию Оптинскому

09:00 Казанский храм

09:30 Казанский храм

12:15 Казанский храм

13:00 Введенский собор

Акафист прп. Амвросию Оптинскому

14:30 Владимирский храм

Акафист Оптинским старцам

16:50 Казанский храм

Последний фотоальбом

Терпение обид

Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о Евангельских словах Самого Господа: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5, 39). — То есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом или пред людьми, и для полу­чения прощения в своих согрешениях должны простить не­справедливость и обиды, наносимые нам от ближних на­ших, слыша паки Господа, глаголющего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. » (Мф.6, 14—15). Грозно и страшно слово сие! Постараемся исполнить то, что от нас требует слово Божие, и оставим самолюбивые наши претензии, домогаясь человеческой правды. — Словом, поза­ботимся о том, чтобы не относился и к нам упрек апостоль­ский: «усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10, 3). — Правда же Божия состоит в том, чтоб при ударении в десную ланиту помнить дела свои с шуией стороны (преп. Амвросий).

. Пишешь, что одна послушница нанесла тебе неспра­ведливое и нисколько не заслуженное оскорбление, и ты в горести сердца плакала, а внутренний голос говорит тебе: «Держи ум горе’ и твори неослабную молитву, — все пройдет». Так в подобных случаях и поступай. Тогда и будет проходить все прискорбное и оскорбительное (преп. Амвросий).

Чтобы обидное много не тревожило нас, надобно по­мнить и не забывать, как уже тебе было писано, что искон­ный искуситель возмущает одних против других, и особен­но против тех, которые держатся молитвы. Если твердо будешь это помнить, то менее для тебя будет обидно посто­роннее обращение, хотя бы с пренебрежением (преп. Амв­росий).

Для избежания скорби, тебя отягощающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь. И молиться так: «спаси, Господи, и помилуй возлюблен­ную мать мою (имя), и за ее молитвами помоги мне окаян­ной и грешной». Молиться так имеешь Евангельскую запо­ведь от Самого Господа, глаголющего: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Ср.: Мф.5, 44). Без такой молитвы нельзя избавиться скорби и успокоиться. А когда будешь молиться так с верою и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее (преп. Амвросий).

Ты жалуешься на скорби. А у кого их нет? У каж­дого человека свои скорби, только для постороннего глаза они незаметны. Притом скажу тебе в утешение, что толь­ко через терпение скорбей и можно спасти свою душу. Замечают святые отцы: если бы не было скорбей, не было бы и святых. И Господь дал нам такую заповедь: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) (преп. Иосиф).

Пишешь, что между сестрами есть неисправные. И ма­тушке Игуменье писал я, и тебе пишу, что без этого обой­тись нельзя, что и среди 12 Апостолов, окружавших Госпо­да Иисуса Христа, оказался один изменник — Иуда. И пословица старинная такая сложилась: «В семье не без урода». Везде требуется терпение, ибо, по слову Господа, «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22). А если не будет скорбей и нечего будет терпеть, то за что же нас спасать-то? (преп. Иосиф).

. Очень сочувствую вашей общемонастырской скорби. Но что делать? Есть народная пословица: «С горя не убиться, хлеба не лишиться». Хоть и пришлось вам по­терпеть ущерб по обители, опять, при помощи Божией, на­чинайте строиться, в надежде на милость и помощь Божию, веруя словам уважаемого пастыря Христова стада о. Иоанна Кронштадтского, что Бог даст построиться еще лучше, чем прежде было. Господь да благословит и да поможет вам трудиться (преп. Иосиф).

Письмо твое получил. Не смущайся своим нездоровь­ем и своими тесными обстоятельствами. Таков путь иночес­кой жизни для всех желающих и ищущих душевного спасе­ния. Святой Иоанн Лествичник говорит, что если монаха постигают скорби и болезни, то это верный признак, что для него в этом состоит большая душевная польза. Поэтому невидимые враги наши чрез помыслы и стараются вытес­нить такого человека с занимаемого им места. Но подда­ваться им отнюдь не следует, а должно все находящее терпеть, непременно призывая помощь Божию и смиряясь пред Господом и людьми, т. е. считая себя хуже и грешнее всех на свете (преп. Иосиф).

Пусть люди упрекают тебя и обзывают так или иначе. Они сами не видят, что творят. Молись за них такою молит­вою: «Спаси, Господи, и помилуй рабынь Твоих (имена), и их ради святых молитв помилуй и меня грешную». Успо­коительна такая молитва (преп. Иосиф).

Скорбите еще, что получили неприятность от м. Вя­чеславы. Во-первых, должно сказать вам, что неприятных случаев в жизни сей избежать невозможно. А во-вторых, опытные в жизни духовной говорят, что такие случаи даже могут приносить пользу душе. Именно: через непри­ятные случаи мы познаем, что мы нетерпеливы, а если нетерпеливы, значит, самолюбивы. А познание это должно расположить нас к самоукорению и покаянию, и молит­венно просить у Господа помилования. — Без неприят­ных же случаев человек склонен к самомнению. — Пото­му не смущайтесь, матушка, такими случаями (преп. Иосиф).

Ты пишешь о своих скорбях. Да и у кого их нет? Только у разбойника благоразумного нету скорбей, да ведь он на небе, а мы во юдоли плачевной, поэтому нам, пока мы облечены в бренную плоть, нам естественно скорбеть и даже плакать о содеянных нами лютых согрешениях. И только плачем, и только молитвою, и только чистосердечным покаянием до­стигнем той блаженной страны, в которой находится теперь святой благоразумный разбойник. Между прочим, кто здесь только скорбел, болел и страдал, тот только будет удостоен вечной радости и покоя (преп. Иосиф).

Описавши свои скорбные обстоятельства, вы спраши­ваете меня грешного, не отказаться ли от начальства. Без сомнения, вы желаете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене места скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может, а напротив, скорби могут усугубиться, как сказывали старинные люди: побежишь от волка, нападешь на медведя. И Господь наш Иисус Христос во Святом Евангелии нигде не заповедал своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) и «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22). И блаженными назвал тер­пящих поношения, гонения и всякие скорби (преп. Иосиф).

. И видим, что еще вас Всепремилосердый Господь посещает, и к Себе в любовь призывает, и хочет вас ода­рить драгоценными дарованиями, но только просим и молим вашу любовь благодушествовать и с Божиею помощью да положимся, сколько возможно, потерпеть и Премилосердого Господа просить со благодарением и благохвалением. Просить Всемогущего Господа, дабы Своею всесильною десницею даровал вам терпение и мужественно переносить все неприятности. — А кроме сих средств избавитися не­возможно ни от мысленного врага, ни от искушений попустительных для искусу убогим душам. (преп. Лев).

. А когда восхощешь во утешение себе прочесть главу 12-ю ко Евреям, и обрящешь себе немалую отраду стес­ненной скорбями своей душе, да еще вас прошу и молю, яко сестру послушную, прочитать от Соборного Послания свя­того апостола Иакова главу 1-ю, и, прочитавши, Господь вам невидимо чувство подаст отрады плода послушания и обра­дует вашу внутренним утешением, и тогда со радостью от 33-го псалма стих 7-й устами и сердцем возглаголешь: «Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится» (преп. Лев).

Не вижу таковых скорбей, которые были бы невы­носимы. Аще и какие случаются, то получаю и помощь Божию, во еже понести оные. Невозможно же, чтобы со­вершенно избавиться от них, когда нам Господь наш Иисус Христос оставил их, яко наследие. Сам бо пострадал за нас. И святые апостолы, между многими учениями о терпении и необходимости скорбей, написали и сие, что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22). Посему, не ища добровольно скорбей, долж­но повиноваться воле Божией. Какие Ему угодно послать нам скорби, принимать должны все с благодарением (преп. Лев).

Как-то утешал батюшка крестьянина, у которого укра­ли колеса с повозки: «Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, — это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание, и тогда малою скорбью избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан» (преп. Лев).

. Под немощами должно разуметь лукавые помыслы вражеские и телесные подстрекательства, или недуги и болезни, которыми должны искушаться подвижники бла­гочестия. В притчах сказано: «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому» (Притч. 3, 12). Подобает убо со благодарением терпеть совет Господень: тогда бо нам вместо второго мучения вменяются частые недуги, и брань к бесовидным помыслам. Как тогда наводил, так и ныне враг наводит исповедникам бла­гочестия различные страдания со многими досаждениями и уничижениями, да и на них исполнится псаломское слово: «терпя потерпех Господа, и внят ми» (Пс. 39, 2) (преп. Амвросий).

В болезнях телесных и огорчениях душевных и в раз­ных внешних обстояниях помози, Господи, все это перено­сить благодушно и с покорностью воле Божией. И о преж­них святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах, «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс.65, 12). Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях среди недосуга развернул я книгу святителя Амвросия, и откры­лось место, где сказано, что брачная одежда означает лю­бовь. А любовь, по Апостольскому слову, «долготерпит, милосердствует, не ищет своих си» (1Кор. 13, 4—5). Правда, что не легко возиться с сопротивляющимися. Но и на такие случаи имеем псаломское свидетельство, побуж­дающее нас к терпению и незлобию: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они – к войне» (Пс. 119, 6—7) (преп. Амвросий).

Пишешь о непрекращающихся и продолжающихся скорбях и разных для тебя неприятностях со стороны досаждающих. Но советую тебе не малодушествовать, а уповать на милость и помощь Божию, которая сильна нас защитить от всех козней вражиих и от наветов, дейст­вующих по духу мира. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, и в числе избранных учеников Христа Спасите­ля нашелся предатель. Но только противляющиеся истине получили свое достойное воздаяние, а другим повредить нисколько не могли. Ежели и ты будешь мужественна и с надеждою на помощь Божию переносить встре­чающиеся неприятности и скорби, то они тебя оправдают, а не повредят, только нужно не спеша действовать (преп. Амвросий).

В твоем прискорбном положении нужно твердо по­мнить и не забывать, что не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги (преп. Амвросий).

Напрасно ты думаешь, что люди от скорбей погибают. Напротив, из Святого Писания видим, что скорби при­ближают людей ко спасению, если кто не малодушествует и не отчаивается, а вооружается терпением со смирением и преданностью воле Божией. И ты еще подожди, как и чем кончится дело (преп. Амвросий).

Чтобы в твоем положении получить милость и помощь Божию, читай ежедневно псалом 36-й: «Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие» (Пс. 36,1). И хорошо бы этот псалом читать по слову святого Да­вида — вечер, утро и полудне. И еще два псалма — «Гос­подь просвещение» (Пс. 26) и псалом «Живый в помощи» (Пс.90). Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тог­да изведет Господь яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне, точию повинися Господеви и умоли Его. По­лезно также читать псалом «Терпя потерпех Господа, и внят ми» (Пс.39, 2). Не вотще сказано в Святом Писании, что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22), ради получения которого и поступили мы в монастырь (преп. Амвросий).

Не напрасно слышим повторяемое слово: ин суд че­ловеческий, и ин суд Божий. Всеведущий Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет. В молитве Господней заповедано нам молиться так: Отче наш. да будет воля Твоя. Правда, что положение твое в своей обители стесненное, и неприятное, и неудобное. Но есть простая пословица: побежишь от волка, напа­дешь на медведя. Остается одно — потерпеть и подож­дать, внимая себе и не осуждая других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже им угодно (преп. Амвросий).

Пишешь, что ты не ладишь со своей келейницей. Знай и помни, что через нее враг старается искушать тебя. Блаженный Екдик пишет: «егда помолишися, якоже по­добает, ожидай тех, якоже не подобает». Хорошо помо­лившегося враг старается после подвигнуть на гнев под благовидными предлогами. Помни это и будь осторожна (преп. Амвросий).

Вчера одна монахиня рассказывала мне следующее: ей являлся во сне старец, покойный игумен Антоний, и сказал: «Читай псалом второй кафизмы (должно быть, первый псалом)». Она спросила: «Для чего же читать?». Старец отвечал: «Его нужно читать в нашествии скорбей». Действительно, эта монахиня находится в подозрении у игуменьи, что будто бы она идет против начальницы и ищет игуменства, и такое мнение составилось из простых толков. Думаю, что и тебе полезно читать этот псалом. Он содержит смысл весьма знаменательный (преп. Амв­росий).

Жалуешься на трудную жизнь. За то сказано в Пи­сании утешение: «каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор. 3, 8). Но у нас много трудностей и от мудреного нашего самолюбия, которое малодушно, любит отраду, и пространство, и покой и желало бы легко насле­довать Царствие Христово, Который и на кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому и малодушествуем часто. Старайся потерпеть, сестра, и Бог тебя не оставит (преп. Амвросий).

Царствие Небесное даруется всем милостью Божиею не без скорбей и праведным, то как же мы грешные не хотим ничего скорбного понести, желая получить оное (преп. Амвросий).

Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном по­ложении. Что делать? Не вотще нам объявлено в Еван­гельском и Апостольском учении, что «тесен и прискорбен путь, вводяй в живот» (Ср.: Мф.7, 14), и что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22), и что «вси хотящий благочестно жити, гоними будут» (2 Тим. 3, 12). Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа: «в терпении ва­шем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), причем чаще перечитывай в уме Евангельские блаженства, и особен­ное внимание обрати на последнее: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5, 11—12). А чтобы не погрешить нам обвинением других, необ­ходимо нам помнить и следующие заповеди Господни: «не гневаться всуе, не судить, и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять клянущих нас и молиться за творящих нам напасть и изгонящия ны» (Ср.: Мф. 5, 22, 44; Лк. 6, 37). Более всего и прежде всего следует нам молиться за творящих нам напасть, как научает нас и святой Дорофей: «помози, Господи, якоже веси, таким-то, и за их молит­вы мне окаянной». Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает, и изменяет противное расположение других (преп. Амвросий).

. Повторю Евангельские слова Самого Господа: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). Аз же грешный, со своей сто­роны прибавлю: ни губернатор, ни министр не вечны, и долготерпение Божие имеет предел; пусть покуражатся, пока попустит Господь, а после и самим достанется столько, сколько не думали и не ожидали. Неложно псаломское слово: «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу» (Пс. 36, 35—36). Хотя тяжело и очень оскорби­тельно переносить несправедливые противодействия от та­ких лиц, которые должны защищать правду, и лиц не ма­лых, а великих и высоких, но после будет отрадно по нелицеприятному суду Единого Судии живых и мертвых. Выбор пал на вас; поэтому тяните до другого выбора, как можете и как сумеете, если достанет сил физических, вопреки всех ухищрений человеческих и вражеских, а там видно будет, на что решиться: служить или не служить (преп. Амвросий).

. Везде надобно приготовиться к смирению и терпе­нию и вооружиться мужеством и упованием на милость и помощь Божию. В Евангелии сказано: «в мире скорбни будете» (Ин. 16, 33). А в Деяниях Апостольских: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22). Кто желает спастись, терпит скорби, и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скор­бей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего (преп. Амвросий).

Что касается укоризн от сестер, я говорил и сто раз повторю: ты без них пропадешь. Если ты до такой степени тщеславна, что правды слышать не можешь, то что бы было, если бы этой немощи нельзя было подметить у тебя. Ведь в самом деле не богачка, в самом деле немощная! Так нет, не смей так говорить. (преп. Анатолий).

«Кто есть любяй мя? Точию приемляй от мене скор­би» (Ср.: 2Кор. 2, 2), писал святой апостол Павел своим ученикам. Вот и я хотел попробовать новую монахиню: как она примет «от меня скорбь»? Оказалось, что не жа­лует меня мать Серафима со скорбями, а только с утеше­ниями любит. . Как же я теперь могу тебе делать замечания и наставления, когда от них ты делаешься больная? Разве я с тем укорил тебя, чтоб уложить тебя? Но я ожидал, что ты примешь со смирением и поспешишь укорить себя, а не других, а вышло иначе (преп. Анатолий).

. Твое послушание самое дорогое и самое легкое: принимай укоризны, как достойная их, а за укоряющих моли Бога. Об этом-то достославном послушании говорил апостол Павел в Посланиях: «Послушлив был даже до смерти, смерти же крестным: темже и Бог Его превознесе» (Флп.2, 8—9). Это послушание тем еще дорого, что не видно для других и гораздо ближе других послушаний стоит ко смирению (преп. Анатолий).

Толкование Священного Писания

..Пишешь, что. N. беспокоят религиозные вопросы, подобные сему: виноват ли Иуда, потому что послужил орудием. Но ведь Иуду орудием предательства избрал сатана, заметив в нем сильную страсть сребролюбия. Хри­стом же Спасителем он вчинен был в число избранных 12 Апостолов, и наравне с ними он наделен был всеми благодатными дарованиями, три года был наставляем Спа­сителем на всякую истину, а на Тайной Вечери и прямо был обличен, что «един от вас предаст Мя» (Мф.26, 21). Но Иуда и тогда не оставил злого своего намерения. Как же после всего этого он не виноват? Кроме этого, многие святые утверждают, что и Иуда получил бы прощение, если бы решился приносить покаяние подобно верховному апо­столу Петру, трижды отрекшемуся Христа, но чрез покая­ние получившему не только прощение своего греха, но и прежнее апостольское достоинство. Впрочем, по слову Иоанна Лествичника, бедственно есть испытывать непо­стижимые судьбы Божии, и кто на это дерзает, в том обли­чается недостаток смирения и противное свойство, то есть горделивость. Евангелие тем начинает и оканчивается: по­кайтеся! А мы ленимся приносить покаяние и вместо этого беремся исследовать что выше нас и что от нас совсем не требуется (преп. Амвросий).

Приятно мне то, что ежедневно ходите вы на трапезу обще с сестрами; навыка сего прошу не оставлять до кон­ца своих дней, что послужит к вашему спокойствию и здравию, а в ужин, с благословения Матушки, можно хлеб и квас приносить в свою келью, а если когда захочется вечером щей и каши, то лучше ходить в трапезу, в силу народной пословицы: «хлеб за брюхом не ходит. » (преп. Антоний).

опечатку, выделите текст

и нажмите Ctrl+Enter

© 2010—2017. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь. Официальный сайт.

Оценка 4.6 проголосовавших: 98
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here