Чудотворные слова: молитва святой нонны в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова
Память святой Нонны, матери святителя Григория Богослова, совершается в Православной Церкви 18 августа по новому стилю.
Из житийных описаний многих угодников Божиих мы видим, как благочестие родителей отражается на будущем их детей. Нередки случаи канонизации разных поколений одного семейства. Святая Нонна, родившая на свет великого светильника Церкви, сама выросла в благочестивой христианской семье. Жизненный путь святой проходил в четвертом веке.
Родители святой Нонны отдали свою дочь в жены Григорию Арианзскому, имевшему большие земельные владения. С материальной точки зрения брак был благополучным, но очень тяжелым для убежденной христианки, так как ее супруг был далек от веры своей жены: он совмещал в своем сознании и религиозной практике иудейские и языческие обряды, был огнепоклонником. Святая Нонна на протяжении долгого времени возносила свои молитвы ко Господу, чтобы Григорий Арианзский переменил свое мировоззрение. Святитель Григорий Богослов делился своими воспоминаниями о рассказах матери, как она подвизалась в воздержании в употреблении пищи, ночных молитвах и других подвигах, уповая на помощь Божию в обращении супруга. Она чувствовала, что плотской союз с язычником отдаляет ее от горячо любимого Господа. Она пролила много слез, прежде чем увидела результат своих воззваний.
Однажды мужу Нонны приснилось, как он исполняет молитвенное песнопение из Псалтири, в котором говорится: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс. 71, 1). Вместе с этим пением в душе Григория появлялось желание побывать в храме Божием. Когда Григорий поведал о своем сновидении жене, она сказала, что это Господь призывает его изменить свою жизнь и взгляды. С тех пор душа бывшего язычника обратилась ко Христу. Промыслом Божиим, когда Григорий пришел в город Никею, где в то время проходил Первый Вселенский Собор, то объявил о своем желании быть христианином. Со временем он принял священный сан, а позже стал занимать епископскую кафедру в Назианзине. Все свои силы епископ Григорий отдавал служению Господу.
Когда Григорий принимал епископский сан, его супруга святая Нонна стала диакониссой. С большим усердием она совершала дела милосердия, показывая добрый пример своим детям и другим людям.
Святитель Григорий Богослов вспоминал о добродетелях, которыми обладала его святая родительница. В ней сочетались и бережливое отношение к материальным благам, и истинное христианское благочестие. К воспитанию детей она относилась с чувством ответственности перед Богом за вверенные ей жизни. То имущество, которым распоряжалась святая, в первую очередь тратилось на дела благотворительности: помощь нуждающимся родственникам и другим бедным людям. Когда угодница Божия возносила свои молитвы ко Господу, то твердо уповала на то, что ее прошение будет исполнено.
Житие святой Нонны показывает пример безропотного перенесения скорбей, в том числе потери близких родственников. Она умела искренне благодарить Бога за все, что случалось в ее жизни. Какие бы тягостные обстоятельства ни происходили в дни церковных праздников, у праведницы всегда были светлые одежды в эти дни и доброе расположение духа.
Перед своей кончиной святая Нонна страдала тяжелым заболеванием, находясь в постельном режиме, некоторое время даже не могла принимать пищу, хотя на протяжении многих лет жизни она отличалась крепостью телесных сил. По молитвам святителя Григория Богослова она прожила еще некоторое время. После смерти ее супруга угодница Божия находилась в храме Божием почти все время, и упокоилась во время совершения молитвы.
Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.
Апостол проповедание, и отец догматы, Церкви едину веру запечатлеша, яже и ризу носящи истину, истканну от еже свыше богословия, исправляет и славит благочестия великое таинство.
Величаем тя, святая праведная Нонно, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
О, святая угоднице Божия Нонно, подвигом добрым подвизалась на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Datalife Engine Demo
Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова († 25 января 389 г.), была дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия, епископа Иконийского (память 23 ноября). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий Арианзский был язычник, последователь секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога и соблюдал некоторые иудейские обряды; одновременно он покланялся огню. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: “Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя – оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу”. По молитвам святой Нонны, Григорию было во сне видение. “Отцу моему представилось, – писал святитель Григорий, – будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 71, 1). И пение небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права”. Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диакониссы. С такой же ревностью, как она воспитывала детей, святая Нонна стала заниматься благотворительностью.
“Она знала, – говорит святитель Григорий Богослов, – одно истинное благородство – быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников.
Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Одно не терпело у ней ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том ее поверенными”.
Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.
В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. “Мать моя, – писал ее сын, – всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое – отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она нимало не медля и речисто сказала: “Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!” В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние”.
В начале 374 года почил столетний старец епископ. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374 года.
День памяти: Август 5
Мученик Евсигний родился в Антиохии в середине III в. В течение шестидесяти лет он служил в войсках римских императоров Диоклитиана, Максимиана Геркула, Констанция Хлора, Константина Великого и его сыновей. Святой Евсигний был собеседником святого Василиска (память 3 марта и 22 мая) и описателем его мученического подвига († около 308 г.). В начале царствования святого Константина Великого он был свидетелем явления на небе звездного Креста, предвещавшего ему победу. В старости святой Евсигний оставил военную службу и удалился на свою родину. Там он проводил время в молитвах, посте и посещении храмов Божиих. Так он дожил до царствования Юлиана Отступника (361-363), стремившегося восстановить язычество. По доносу одного из антиохийских граждан, святой Евсигний как христианин предстал перед судом императора Юлиана в 362 г. Он безбоязненно обличил императора в отступлении от Христа, поставил ему в пример его сродника святого Константина Великого и подробно рассказал, как он был очевидцем явления на небе знамения Креста. Юлиан не пощадил глубокой старости святого Евсигния, которому было тогда 110 лет, и приказал отсечь ему голову.
День памяти: Август 5
Мученик Понтий жил в III веке, был сыном римского сенатора язычника Марка и его жены Юлии. Во время беременности Юлии, она вместе с мужем вошла в языческий храм Юпитера. Бес, обитавший в храме, устами языческого жреца закричал, что младенец, носимый Юлией во чреве, уничтожит Юпитера и его капище. Когда родился мальчик, мать хотела его убить, боясь предсказания, но отец воспротивился этому, и ребенок остался жив. Он был назван Понтием, рос умным и способным к учению. По дороге в языческую школу Понтий проходил мимо дома, где христиане совершали утреннее Богослужение. Вслушавшись в слова псалма, который пели христиане – “Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих. ” (Пс. 113, 12), Понтий очень заинтересовался этими стихами и постучался в ворота. Папа Понтиан, который совершал службу, велел впустить Понтия и его спутника Валерия. После службы Папа долго беседовал с юношами, открывая им Евангельское учение, и через некоторое время крестил их. Святой Понтий обратил ко Христу отца, которого Папа Понтиан также крестил со всеми его домашними. По смерти отца святой Понтий, которому в то время было 20 лет, был назначен императором Александром Севером (222-235) сенатором вместо своего умершего отца. В сенате и в окружении императора Понтий пользовался всеобщим уважением за свой добрый нрав, рассудительность и справедливость. При преемнике императора Александра – Максимине (235-238) мученически окончил свою жизнь святой Папа Понтиан († 235 г.).
После святого папы Понтиана был избран епископом Рима святитель Анфир, который вскоре после своего избрания тоже принял страдания и смерть за Христа († 236 г.). Преемником его сделался святой Папа Фавий, который, будучи пресвитером, бесстрашно погребал тела мучеников. Он любил святого Понтия, как своего родного сына. Святой Понтий раздал через святого Фавия все свое имение на нужды бедных. После гибели нечестивого Максимина император Гордиан (238-244) не преследовал христиан, а его преемник, император Филипп (244-249), убежденный беседами и проповедью святого Понтия, уверовал во Христа и принял Крещение от святого Папы Фавия вместе с сыном-соправителем Филиппом. С разрешения императоров святой Понтий и святитель Фавий низвергли в языческом капище статую Юпитера и на этом месте воздвигли церковь. 4 года Церковь Христианская находилась в мире и покое. Затем воцарился Декий (249-251), устроивший мятеж и убивший императора Филиппа и его сына. В то время принял смерть за Христа и святитель Фавий, Папа Римский († 250), а святой Понтий удалился из Рима в город Кимелу (на границе Италии и Галлии) и жил там как странник. Тем временем император Валериан (253-259) разослал во все концы жестоких мучителей с полномочием искать и убивать всех христиан. В город Кимелу с этой целью явились Клавдий и Анавий. Святой Понтий бесстрашно исповедал себя христианином и отказался принести жертву идолам. Его заковали в цепи и бросили в темницу. До начала истязаний святой спокойно предупредил мучителей, что Господь не даст совершиться пытке и они увидят силу Божию. Действительно, как только слуги попытались привязать святого Понтия к дыбе, орудие тотчас же распалось на части, а мучители пали наземь, словно мертвые.
“Убедись, маловер, в силе моего Господа”, – говорил святой Понтий Клавдию, но тот по совету Анавия отдал святого Понтия на растерзание двум медведям в цирке. Звери, не тронув святого, набросились на сторожей и растерзали их. Зрители стали кричать: “Един есть Бог, Бог христианский, в Которого верует Понтий !” По приказу мучителей был устроен костер, но он прогорел, а святой остался жив, и даже одежда его не сгорела. Еще сильнее народ закричал: “Велик Бог христианский!” Тогда присутствовавшие на зрелище иудеи стали кричать: “Убей скорее этого волхва!”, – а святой Понтий возблагодарил Господа, вспоминая, что иудеи так же кричали Понтию Пилату: “Распни, распни Его”, – требуя смерти Христа. Святой Понтий был приговорен к усечению мечом, и казнь совершилась за городом в 257 году. Тело святого Понтия было предано погребению его сверстником и другом Валерием на месте казни.
День памяти: Август 5
Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадепии в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика. Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в ХVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня, перестроенная затем по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского). 3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. Так совершилось его прославление. Лик преподобного описывается так: “Подобием надсед, брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток, а в нем написано: “Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити””.
День памяти: Август 5
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СИМОН, ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ ЕПИСКОП УФИМСКИЙ
Священномученик Симон, единоверческий епископ Уфимский (в миру Шлеев Симеон Иванович) родился в 1873 году в Симбирской губернии. По окончании Нижегородской Духовной Семинарии поступил вольнослушателем в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия. 17 января 1900 года он был рукоположен во священника к единоверческой церкви Казани, а с 7 февраля 1905 года назначается священником Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга. С 22 ноября 1907 года он — настоятель этого храма.
Протоиерей Симеон был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном в Александро-Невской Лавре 16 июня 1918 года и назначен на новоучреждённую единоверческую кафедру епископом Охтенским. С 1920 года он — единоверческий епископ Уфимский, а в феврале 1921 года был назначен на кафедру в Уфу правящим епископом.
Владыка был убит при возвращении в свою резиденцию из кафедрального собора 5 (18) августа 1921 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Июнь 4 (Петерб.), Август 5
Молитва святой нонны
Август 17th 2010 –
Память 5/18 августа
Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, была дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия, епископа Иконийского (память 23 ноября). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны.
Григорий Арианзский был язычник, последователь секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога и соблюдал некоторые иудейские обряды; одновременно он покланялся огню. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: «Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя — оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу». По молитвам святой Нонны, Григорию было во сне видение. «Отцу моему представилось, — писал святитель Григорий, — будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 71, 1). И пение небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права». Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диакониссы. С такой же ревностью, как она воспитывала детей, святая Нонна стала заниматься благотворительностью.
«Она знала, — говорит святитель Григорий Богослов, — одно истинное благородство — быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство — тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников.
Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Одно не терпело у ней ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том ее поверенными».
Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.
В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. «Мать моя, — писал ее сын, — всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое — отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она нимало не медля и речисто сказала: „Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!“ В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние».
В начале 374 года почил столетний старец епископ. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374 года.