Чудотворные слова: о чем молитва господи помилуй в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Почему молитву «Господи, помилуй» принято повторять 3, 12 и 40 раз?
Числа 3, 12 и 40 в Библии являются сакральными, они символизируют полноту. Любой верующий может привести события, которые происходили на 3, 12 или 40 день. Молитва “Господи, помилуй” считается одной из самых короткий в христианстве. Она стоит наравне с восклицанием “Алилуйя”. На греческом эта молитва звучит как “Kyrie eleyson”.
На земле нет ни одного безгрешного человека
Церковные отцы говорят, что молитву “Господи, помилуй” нужно постоянно держать на устах. Если человек не может произносить ее вслух, то он должен держать ее в уме. Самое главное здесь – осознанное произношение слов. Некоторые люди даже вслух молятся автоматически, небрежно. Они словно пытаются сделать кому-то одолжение. Если молитва должна быть произнесена какое-то количество раз, то человек словно отбывает повинность, пытаясь побыстрее завершить моление.
Произнося “Господи, помилуй”, нужно помнить о главном смысле это молитвы. Она является символом того, что человек осознает свою греховность. На земле нет ни одного человека, который был бы полностью безгрешен, ведь природа каждого из людей греховна. Спастись можно лишь по великой милости Божией. Читая “Господи, помилуй”, надо всегда памятовать о природной греховности.
Иоанн Кронштадтский говорил, что человек имеет все блага лишь по милости Господа. Когда праведный объяснял смысл короткой молитвы верующим, он утверждал, что, произнося эти слова, человек совершенно справедливо обвиняет себя. Он осознает греховность и надеется на прощение. Без покаяния невозможно достичь Небес.
Есть грешники, которые постоянно обвиняют всех вокруг. Они считают, что сами являются праведными, не видя собственной греховности. Эти люди судят других, но забывают обратить взор на себя. Они подобны фарисею в Храме, который похвалялся своими благодеяниями, забывая, что Господу не нужны человеческие дары.
Бог ни в чём не нуждается
Когда человек читает молитву или подносит милостыню, он делает это только для себя. Все блага принадлежат Господу, поэтому он ни в чем не может нуждаться.
Молитва “Господи, помилуй” регулярно звучит в псалмах. Поэтому, читая вдумчиво псалмы, можно искренне покаяться в согрешениях. Это ветхозаветная молитва, она очень древняя. Иеромонах Иов (Гумеров), сравнивает ее с молитвой мытаря, которая была даже несколько длиннее. Всего два слова могут отделять человека от сознания своей греховности. И нужно произносить их чаще, чтобы напоминать себе о великой милости Господа.
Молитва. Господи помилуй, Господи прости!
“Господи, помилуй”, исполнитель: Жанна Бичевская
Это очень красиво:
Добавить комментарий Отменить ответ
- Ateist к записи Быть атеистом плюсы и минусы
- Андрей к записи Семь смертных грехов. 7 смертных грехов и борьба с ними!
- Аноним к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
- Ирина к записи Католическая молитва святой Марте в православных устах
- Хранитель к записи Конец света — воображение ума или реальность, когда наступит апокалипсис
- Тамара к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
- Иван к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
- Сергей к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
Жизнь в православии
Москва, Яковоапостольский переулок,
д. 12, строение 1
© 2017 Жизнь в православии
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Хотите получать обновления?
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации
Господи, помилуй
«Господи, помилуй!» (греч. «Kyrie eleyson») – древнейшая молитва и одновременно краткая исповедь перед Богом, краткий вариант иисусовой молитвы.
На богослужениях повторяется обычно 3, 12 и 40 раз (эти числа символизируют полноту). 40 раз чаще всего поется или произносится перед молитвой при совершении литии, полунощницы, на 3-м, 6-м и 9-м часах.
Часто встречается в псалмах: Пс.4:2 ; 6:3; 9:14; 26:7; 30:10; 40:5,11; 85:3; 122:3.
Праведный Иоанн Кронштадтский писал, что эта молитва «бьет в нашу гордость и вызывает в размышляющих чувство смирения, которое есть основание христианских добродетелей. Эта краткая молитва есть самая нужная для всякого грешника, как пища и питие его, как врачевство его. Она дыхание души его… Кто часто и от сердца говорит: “Господи, помилуй!” – тот, значит, жив и здрав духом. А кто не говорит или стыдится говорить эту краткую молитву, тот мертв или смертельно болен».
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
О молитве – Господи, помилуй
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Проповедь “О молитве – Господи, помилуй”
В проповеди говорится о том, что значит молиться и как высоко достоинство молящегося, а также о поучениях святых отцов о молитве Иисусовой.
Истинная или совершенная молитва не зависит от естественного возраста, зрелости и умственного развития, а созидается в человеке Духом Истины или даруется Духом Благодати. Ревность о стяжании этого дарования есть непременный долг каждого христианина, желающего исполняться Духом Христовым. Как же возбудить в себе эту ревность к стяжанию дара молитвы, каким руководством воспользоваться в этом христианском деле? Человек с радостью становился бы на молитву, если бы знал, что значит молиться. За себя ли молиться, за других – это есть дело великое.
Чаще всего останавливает человека встать на молитву мысль, что все мы грешники. Но именно эта мысль осознания себя грешным, должна влечь каждого ко Господу, ибо Кто как не Он может разрешить от грехов и утешить? Он для того и пришел в мир, чтобы грешников спасти. Словами исповедания человек открывает свое сокрушенное сердце, и Господь призрит на него и подает утешение. Надо помнить и знать, что молитву молящемуся дает Сам Господь.
О молитве в храме. Приди человек в дом Божий, приникни. Может и на твою душу упадет слово благодатной молитвы Апостольской Святой Церкви. Ведь в молитвах церковных, читаются они или поются, содержатся сердечные чувства спасенных Богом чад. Их чувства должны быть и нашими, потому что мы в том же самом нуждаемся, в чем и они нуждались, когда жили на земле. Их спасала от бед и утешала в напастях благодать Божия. Она в их устах слагала молитвы благоугодные Богу.
Каждый раз человек выходит из храма спокойнее, лучше, чем когда он заходил. Если с кем и бывает усталость, то она не похожа на обыкновенную, она растворяется с необыкновенным чувством сладости.
О начале учения молитве. Если кто скажет, что не умеет молиться, тому надобно ответить, чтобы он учился у Святой Церкви, а для того бывал бы в храмах Божиих как можно чаще и предстоял бы в них со вниманием. Привыкают молиться понемногу начиная с готовых молитв, а потом с усердием приобретают и дар молитвы от Господа Бога.
О промышлении Божием. Отец Небесный хочет показать чудеса своего могущества, Своего величия, Своей любви и благодати, сотворить человека богоподобным, подобным Ему, Господу Богу. Чтобы, приняв от Него силу, быть сильным, приняв благодать, быть святым, мыслить и желать по Божией воле и все делать по-Божиему.
Об уроках о молитве. Возвышай душу свою от земли к Пресвятой Троице. Дух должен быть возвышен, а сердце расширено, чтобы оно могло вместить всю широту молитвы «Господи, помилуй».
Что ни случись – чудо ли Божией благодати или грозная мера Его взыскания, в том или другом случае человек спешит сказать: «Господи, помилуй». Сим выразится и удивление милости Божией и признание Славы и Святыни Его. За каждым богослужением человек, руководимый священнослужителями, повторяет сию молитву перед Господом. Надо сердцу почувствовать эту молитву в связи с теми прошениями, которые возглашает священнослужитель алтаря Господня. Необъятная благость Божия утверждает человека в молитвенном дерзновении с неотступным прошением о спасении души.
О поучениях святых отцов о молитве Иисусовой. Если хочешь спастись, непрестанно молись. Чтобы стяжать дар непрестанной молитвы, нужен подвиг. «Царство Божие нудится, и нудящие себя восхищают Его». Стоит обучать себя посредством молитвы Иисусовой, чтобы всегда быть с Господом. Нет столь сильного оружия против врагов нашего спасения как молитва. Молитва есть семя, порождающее в человеке Христа; молитва есть сила, оплодотворяющая в душах человеческих жизнь Христову. Не можешь много поститься и предстоять на молитве, так упражняйся более в умной и сердечной молитве. Паче всего храни уста свои от празднословия и осуждения, ибо ничто так не препятствует вниманию умному и теплоте сердечной.
О собственной воле и воле Господней. Воля человека всегда сотворена с самолюбием. Воля же Господня всегда блага, премудра, всеправедна, благотворна и никогда погрешить не может.
Об умной (внутренней) молитве. Умная молитва есть когда молящийся собрав ум в сердце негласным, но безмолвным словом, возсылает к Богу молитву свою. Когда такое состояние постоянно, то это называется хождением пред Богом, непрестанной молитвой. Если желаешь, чтобы молитва была благоплодной, то никогда не молись только молитвословием, но умом и сердцем.
Об успехе в молитве. Стоит обдумывать содержание молитвы, понять смысл и, обдумав содержание, выучить их на память. Тогда молитву можно носить в себе. И какие бы не были обстоятельства, молитвенник всегда будет с собой. Заучивая молитвы, человек запечатлеет в себе и глубокие молитвенные чувства. От такого изучения образуется молитвенный настрой. К молитве стоит приготовиться – немного постоять молча, чтобы успокоились чувства. Внимание должно принадлежать только делу молитвы. Надо ощущать себя в присутствии Божием, быть в благоговейном страхе. Сердце должно веровать, что Господь видит и слышит каждого. В молитвословии спешить не позволяется, все молитвы в терпении надо говорить до конца.
О кратких молитвах. Молитва умом и сердцем совершаемая овладевает человеком. Если молитва всегда пребывает внутри молящегося, то с ним неотлучно пребывает и мысль о Боге. Предшествует внутреннему молитвенному деланию сосредоточение, оно должно быть неизменным состоянием духа человека. Тогда будет в нем непрестанная молитва. Короткие молитвы позволяют не уклоняться в суетные мысли и помыслы, а позволяют молитве все время находиться в сердце, держать мысль в помышлении о Боге, держать внимание собранным.
Об Иисусовой молитве. Молитва Иисусова соединяет душу с Господом, приводит к Богообщению. Началу навыка постоянной молитвы становится частое повторение ее со вниманием в сердце. Частые повторения собирают ум воедино в предстоянии ко Господу. Чтобы воспитать в себе этот навык надо для начала несколько раз повторять эту молитву в начале и в конце молитвенного правила. Число повторений можно определить самостоятельно или по совету духовника. Заботиться надо не о словах и количестве повторений, а чтобы ум был в сердце и предстоял Господу, с полным сознанием Его величия, благодати, и правды.
О способах к успеху в навыке молитвы. Тело свое надо держать строго и в пище, и во сне, и в отдыхе. Надо блюсти свои чувства – беречь очи и слух, связать язык. Как нельзя свече гореть на дожде, так и молитве нельзя устроиться при внешних впечатлениях.
Афонское благословение © 2017. Все права защищены.
ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ»
Многие знают молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» и ее короткую форму «Господи, помилуй!». Но не все получают милость, произнося ее. А почему? Да потому что на самом деле не понимают, что именно они просят у Бога. Если кто повторяет ее просто по привычке, то едва ли милость Божия коснется его.
В чем же суть Божьей милости? Господь сотворил человека свободным и разумным, дав ему свободу выбора. Бог не хочет властвовать над человеком, совершать что-либо против его воли. А господствует и защищает Он только тех, кто сам этого желает. Адам нарушил заповедь и вкусил запретный плод древа познания добра и зла. Он сделал свой выбор и остался без Бога, который предоставил ему возможность жить и поступать по своей воле, не желая нарушать его свободу. Под свободой надо понимать, что человек сам решает, хочет ли он быть с Богом, быть соединенным в любви со своим Творцом или нет. Таким образом, Господь, будучи Господом и Создателем всех живых существ, видимых и невидимых, после грехопадения перестал быть Господом для людей, которые от Него отделились. Человек выбрал зло и во зле и остался. Дьявол прельстил его в Эдеме и продолжает прельщать его на протяжении всей жизни.
И если в таком падшем состоянии человек хочет освободиться от рабства греха и соединится с Господом в любви неслитно и нераздельно, оставив прежний образ жизни, то он взывает «Господи, помилуй!». И Бог дарует ему милость, так как будучи многомилостивым, Он сжалился над людьми и дал им путь ко спасению. Путь этот – Иисус Христос, Который вочеловечился и пострадал на кресте, пролив Свою святую кровь за грехи человечества, за освобождение людей от греха, чтобы дьявол не имел больше над ними власти.
Бог дал человеку все необходимое, чтобы снова быть нераздельно с Ним:
Евангелие – в нем написано, как угождать и служить Богу.
Крещение – через него человек возрождается и омывается от грехов.
Святое Причастие – дает небесное питание и благодать.
Господь никого не принуждает идти этим спасительный путем, а дает возможность сделать свой выбор – либо быть с Богом, либо оставаться под игом греха. Поэтому одни спасаются, выбирая путь спасения, а другие погибают.
Если после крещения, после принятия воли Божьей, христианин, под влиянием мира и плоти, вновь начинает грешить и тем самым отдаляться от Господа, ему вновь и вновь нужна помощь Божья в освобождении от рабства греху. Вновь нужна милость и благодать Божья, которая вернет ему свободу. Если христианин понял, что отдалился от Бога и молит Его «Господи, помилуй!», он получит, что просит, и дальше сможет жить угодно Богу, соблюдая Его заповеди. Поступая так, человек дойдет до спасения. Те же, кто молится Иисусовой молитвой без должного понимания, без желания освободиться от греха и снова прилепиться к Богу, – не получат милости.
Святитель Симеон Солунский приводит следующие примеры для понимания сути Иисусовой молитвы. Представим себе бедного и нищего человека, который пришел к богатому и просит у него милостыню, взывая: «Помилуй меня! Пожалей меня и помоги устроить свою жизнь». Теперь представим должника, который не имеет средств, чтобы выплатить долг. Он идет к тому, у кого одалживал, и пытается упросить простить долг, взывая: «Помилуй меня! Сжалься над моей бедностью и прости мне долг». Представим себе и третьего человека, который провинился перед другим и желает получить его прощение. Он идет к тому, против кого согрешил, и просит: «Помилуй меня! Прости за то, в чем я виновен пред тобой». Все эти три человека знают, о чем они просят и для чего просят. И они получат то, что просят.
А теперь представим себе грешника, который и беден духовно, и должен перед Богом, и оскорблял Его многократно. И просит он как будто у Бога: «Помилуй меня!». При этом сам и не знает, что просит и для чего, не понимает, в чем состоит эта милость, которую просит, а просто по привычке повторяет: «Господи, помилуй!». Получит ли такой человек милость Бога? Скорее всего, нет. Он ведь даже не сможет понять, получил ли он то, что просил.
Раскрывая суть Иисусовой молитвы, святой отец говорит, что молясь, мы должны непрестанно просить у Бога следующего: «Помилуй меня! Прояви Свою милость ко мне грешному и опять прими меня в Свою благодать; дай мне дух силы, чтобы противостоять искушениям и грешным моим привычкам; дай мне мудрости, чтоб исправиться; дай мне дух страха, чтоб я боялся грешить и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтобы я любил Тебя и более не отдалялся от Тебя; дай мне дух мира, чтобы я умиротворился и мысли мои упорядочились; дай мне дух чистоты, который сохранит меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, чтобы быть спокойным и нераздражительным в общении с людьми и не гневаться; дай мне дух смирения, чтобы я не был высокомерным и гордым».
Если кто молится именно так, осознавая, что нуждается в просимом, то наверняка получит милость от Бога. А если какой христианин молится Иисусовой молитвой лишь по привычке, не вдумываясь в ее смысл и без цели, то такой и не получит милости. Ведь каждый из нас и так уже получил много милостей от Бога, за которые стоит благодарить. Бог наделил человека высшим достоинством – создал его по Своему образу и даровал власть господствовать над тварным миром (Быт. 1:26-29). Созданный по образу Божию, человек может беседовать с Богом. Кроме того, мы получили милость Божию, когда крестились и воссоединились с Богом, став православными христианами. Получаем милость мы всякий раз, когда причащаемся пречистых тайн, получая прощение грехов.
Поэтому если мы будем взывать «Господи, помилуй!», помня, что уже получили от Бога, и понимая, что за милость мы просим у Него, то получим благодать и спасемся.
Истолкование молитвы – Господи помилуй!
Блаженнейший Симеон Архиепископ Солунский
О МОЛИТВЕ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ».
Митрополит московский Макарий.
Что всего дороже? Всего дороже — душа.
Что всего нужнее на этом свете? Всего нужнее — спасение души.
Что нужно делать, чтобы — спасти душу? Прежде всего нужно — МОЛИТЬ Бога, чтобы Он — НАУЧИЛ нас и ПОМОГ нам — спасти свою душу.
Почему это нужно прежде всего?
Потому, что без помощи Божией НЕВОЗМОЖНО — спасти душу. А помощь Божия дается тому, кто ПРОСИТ у Бога — помощи. Поэтому, кто хочет спасти свою душу, тот должен – УЧИТЬСЯ молиться. Это самая ВАЖНАЯ — наука!
Главное, — НЕ ЛЕНИТЬСЯ, понуждать – ЗАСТАВЛЯТЬ себя, как можно ЧАЩЕ старательно молиться – тогда и молиться — НАУЧИТЕСЬ. Господь лодырей – не любит.
А через молитву – МОЖНО помочь всем — своим ближним, в любой — их беде, и жизнь свою по доброму — устроить! А главное – душу спасти и к Богу в Рай — прийти!
Какой молитвой — лучше молиться?
Хороша всякая молитва, если произносят ее с пониманием, да с усердием. Хорошо — прочитывать все молитвы, какие кто знает, только нужно читать их – НЕ СПЕША, вникая в каждое слово, чтобы понять, что оно значит.
Что делать тому, кто НЕ ЗНАЕТ — никаких молитв, НО ЖЕЛАЕТ — молиться, чтобы спасти душу свою?
Если бы нашелся такой человек, который бы никогда — не молился, и тот, наверное, знает одну молитву, потому что слышал ее часто, хотя сам и не молился ею. Эта молитва так невелика, что ее может заучить всякий безпамятный человек и малый ребенок.
Какая это молитва? Это — та молитва, которую можно ЧАЩЕ всего слышать — в церкви и в доме. Она состоит только из двух слов: Господи, помилуй.
Кто не знает, кто не слыхал этой молитвы? И малый, и старый, все ЗНАЮТ — эту молитву. Вот этой молитвой и МОЖЕТ — молиться всякий человек.
Немного — в ней слов, но очень МНОГО — она содержит в себе. Только два слова в ней, но о многом ею можно — молить Бога. Коротка эта молитва, но долго ею можно — молиться.
Посмотрите, как произносится эта молитва в церкви. Пусть церковь и будет нашей учительницей в этом деле.
Когда священник приглашает всех прихожан молиться и напоминает им, о чем должна быть молитва, то народ отвечает на каждое его воззвание только двумя словами: Господи, помилуй. Правда, у нас теперь не народ отвечает, а только стоящие на клиросе; но это — все равно: клиросные отвечают за всех, стоящих в церкви.
Когда священник говорит: помолимся — о свышнем мире и о спасении — душ наших, народ отвечает: Господи, помилуй.
Священник говорит: помолимся о всем мире, о всех церквах, о соединении всех, народ ответствует: Господи, помилуй. Помолимся о царе, епископе и пресвитерах, о властях, о воинстве, о городах, и о всех верующих, говорит священник; народ возглашает — ту же молитву.
Те же два слова — Господи, помилуй — произносятся, когда священник приглашает молиться о плавающих, путешествующих, о болящих и страдающих.
Значит, этой молитвой МОЖНО молиться — о всём и за всех.
Обратите внимание и на то, что эта молитва «Господи, помилуй» произносится иногда сряду — три раза, иногда двенадцать раз, иногда сорок, а иногда сто раз. Для чего это? Для того, чтобы мы могли – УСЕРДНЕЕ, старательней молиться.
Если скажешь однажды: Господи, помилуй, то, пожалуй, и не вникнешь в смысл сказанного. Когда же скажешь — два и три раза одно и то же слово, то скорее обратишь внимание на то, что ты говоришь; вспомнишь, что ты умоляешь — Господа.
А когда, произнесешь эти слова – ТРИЖДЫ — по трижды, или четыре раза — по трижды, то вспомнишь, что ты СТОИШЬ — пред Господом и при этом, быть может, почувствуешь или радость, или страх. А когда с таким страхом и радостью ты будешь — умолять Господа, то Он услышит — твое моление, помилует тебя — поможет.
В церкви иногда указывается, о чем должно молиться, как сказали мы. А иногда не упоминается об этом, а только произносится: Господи, помилуй, 12 или 40 раз. Для чего это? Для того, чтобы дать нам возможность самим молиться о том, что нам нужно.
Это вот, что значит. Положим, что тебе особенно нужно ПОМОЛИТЬСЯ — о прощении какого-либо греха. Ты слышишь, в церкви произносится: Господи, помилуй, несколько раз.
Употреби же это время на то, чтобы ВЫСКАЗАТЬ — пред Богом — свой грех. Скажи и ты: Господи, помилуй — и раз, и два, и три, для того, чтобы УСИЛИТЬ — покаяние и усерднее просить о прощении — греха.
В течение дня мы много — СОГРЕШАЕМ то делом, то словом, то мыслию. Если за всякий грех мы будем — ВЗЫВАТЬ с покаянием: Господи, помилуй, то много раз нам придется произнести эту молитву. Вот для этого и положено церковью произносить: Господи, помилуй иногда, сорок раз. Так поступая, будем учиться – ПОКАЯНИЮ и молитве.
Итак, эта молитва НУЖНА — нам для того, чтобы КАЯТЬСЯ — во грехах и молить Бога о прощении их.
А иной имеет на душе — скорбь; другому нужно помолиться — о больном своем; иному нужно ПРОСИТЬ — помощи Божией в каком-нибудь деле. Вот и этим дается возможность ПОВЕДАТЬ пред Господом — свои НУЖДЫ и прошения и многократно — говорить всем одно и то же: Господи, помилуй, т.е. сотвори с нами — по милости Твоей, яви нам, Господи, милость Твою. Помоги — нам Господи.
Как учит нас церковь молиться в храме, так нужно — делать и дома. Всё, что тебе — НУЖНО, проси у Бога — этой молитвой. Когда ты стоишь пред святой иконой утром, вставши от сна, или вечером, пред сном, молись — этой молитвой.
Говори: Господи, помилуй – НЕ СПЕША, со вниманием, скажи это раз пять, десять, сорок, сто раз. Влагай в нее твои — ПРОШЕНИЯ о всех нуждах.
Не привыкший дома молиться и редко бывающий в церкви, пожалуй, сперва сам и не знает, о чем ему нужно молиться. Поэтому скажем несколько слов, о чем должно молиться дома, наедине.
Прежде всего молись о СПАСЕНИИ — души; говори: Господи, помилуй, а на уме думай: Господи, спаси мою душу, Господи, НАУЧИ — меня, как спастися мне. Произнеси: Господи, помилуй — о спасении души раз десять и более.
Потом молись о ПРОЩЕНИИ — грехов; вспоминай, в чем согрешил ныне или грешил прежде, и говори: Господи, помилуй — тоже раз десять или двадцать.
Потом молись о рае, чтобы НЕ ЛИШИЛ тебя Господь — Царствия Своего Небесного, и произнеси тоже: Господи, помилуй — раз десять.
Потом молись, чтобы Господь ИЗБАВИЛ — тебя от вечных мучений. Вспомни, как грешники мучатся в аду, и говори: Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, а на уме думай: избавь меня от этих мучений. Взывай это «Господи, помилуй» так, как бы ты уже находился в аду, в огне, между грешниками и как бы простираешь руки к Богу с воплем: «Господи, помилуй, Господи, выведи меня отсюда».
Затем молись — о Благочестивейшем Государе и всем Его Доме, о своем – Отечестве и народе, об епископах и всем церковном причте; молись о родителях своих, об отце — духовном, о всех — сродниках твоих и за всякого из них говори: Господи, помилуй.
Молись о семье — своей, молись, чтобы Господь ДАЛ — тебе и родным твоим — здоровье; молись, чтобы Господь ПОМОГ — тебе в делах твоих вообще; помолись и о том деле, которое ты сегодня — хочешь делать. Молись так же и за всех — усопших.
Из сказанного можно понять, что можно молиться всякому, не только учившемуся грамоте, но и неграмотному; можно молиться — много и незнающему многих молитв; можно НАУЧИТЬ — молиться и малых детей, потому что «Господи, помилуй» может произнести и малое дитя, только что умеющее произнести имя отца или матери.
Из сказанного видно, о чем должно — молиться; видно, что прежде всего НУЖНО — молиться о спасении души, о прощении — грехов, о рае, об избавлении — от ада; потом молиться — о людях, и наконец о всех — житейских нуждах.