Чудотворные слова: пятничная молитва условие в полном описании из всех найденных нами источников.
Условия проведения пятничной молитвы.
1. коллективный вид;
3. соблюдение всех требуемых в коллективной молитве условий, таких, как смыкание рядов;
4. расстояние как минимум в один фарсах[22] между местами проведения пятничных молитв.
Одно из условий пятничной молитвы – коллективное проведение. Индивидуальное совершение пятничной молитвы даже рядом с теми, кто совершает ее в коллективном виде, неправильно.
3. Соблюдение всех требуемых в коллективной молитве условий.
Все условия, которые необходимы в коллективной молитве, нужно соблюдать и в пятничной молитве, например, смыкание рядов.
● Имам пятничной молитвы должен быть праведным человеком. Поэтому не дозволяется совершать молитву за тем, кого молящийся не считает праведным или сомневается в его праведности, и если он сделает это, то его молитва будет недействительной. Непредосудительно участие в пятничной молитве для сохранения единства мусульман. Во всяком случае, в независимости от того, участвует сам человек в пятничной молитве или не участвует, он не имеет право побуждать других к отказу от участия в пятничной молитве.
● Если сомнение или убежденность в отсутствии праведности имама пятничной молитвы возникнут уже после совершения молитвы, то все эти молитвы считаются действительными, и нет необходимости перевыполнять их.
● Для правильности закрепления молитвы за имамом пятничной молитвы достаточно его назначения имамом пятничной молитвы, если это вселяет уверенность в его праведности закрепляющему молитву (ма’мум).
● Одно лишь обнаружение противоположного тому, что сказал имам пятничной молитвы, не является доказательством того, что он лгун, так как вполне возможно, что его слово было сказано по ошибке, или он сказал о чем-то специально, чтобы быть неверно понятым. Не подобает человеку лишать себя благодати пятничной молитвы из-за того, что он воображает, что имам утратил праведность.
● Имама пятничной молитвы во всех уголках исламского мира должен назначить справедливый исламский правитель.
● Сама дозволенность руководства пятничной молитвой не обусловлена разрешением местного религиозного авторитета. Но действенность указа относительно назначения в качестве имама пятничной молитвы определенного лица обусловлена тем, что он должен быть назначен со стороны лидера мусульман. Это суждение относится ко всем городам, которыми руководит лидер мусульман.
● Назначенному имаму (аль-имам аль-мансуб) пятничной молитвы, в случае отсутствия препятствий, дозволено проводить пятничную молитву не там, где его назначали. Однако указ о его назначения в качестве имама пятничной молитвы там не будет действовать.
● Назначенному имаму пятничной молитвы дозволено выбрать человека в качестве своего преемника, однако положения относительно назначения со стороны лидера мусульман не касаются имамата избранного назначенным имамом.
● Проведение пятничной молитвы временным преемником (на’иб) назначенного имама, а также совершение молитвы постоянного имама за временным непредосудительно.
4. Расстояние как минимум в один фарсах между местами проведения пятничных молитв.
Расстояние между местами проведения пятничных молитв должно быть как минимум один фарсах. Если расстояние между местами проведения пятничных молитв будет меньше одного фарсаха, то пятничная молитва, проведенная позже, аннулируется. В случае, одновременного проведения молитв, аннулируются обе.
Время проведения пятничной молитвы.
Время пятничной молитвы начинается с того момента, когда солнце проходит точку зенита (т.е. начало полудня). Исходя из (обязательной) предосторожности, не следует откладывать ее совершение на один или два часа.
Как совершать пятничную молитву.
1. Пятничная молитва, как и утренняя, состоит из двух рак‘атов, но имеет две проповеди, которые читает имам перед совершением молитвы.
2. Желательно громкое чтение имама при совершении пятничной молитвы, а также чтение в первом рак‘ате суры «Аль-Джуму‘а» (Соборная) – 62 и во втором рак‘ате суры «Аль-Мунафикун» (Лицемеры) – 63. Также желательно совершение двух кунутов, первый кунут в первом рак‘ате до поясного поклона, а второй кунут во втором рак‘ате после поясного поклона.
● Молитва того, кто не успеет придти на пятничную проповедь и придет только во время совершения пятничной молитвы имамом и совершит за ним эту молитву, считается правильной, даже если он присоединится к пятничной молитве во время совершения имамом поясного поклона второго рак‘ата.
● Пресвятая Фатима аз-Захра (да будет мир с ней!) не носит титулИмама мусульман[23]. Упоминание благословенного имени ее светлости в проповеди пятничной молитвы необязательно. Но непредосудительно снискать благодать именем пресвятой Фатимы аз-Захры (да будет мир с ней!), это даже рекомендуется и имеет вознаграждение.
● Дозволяется читать проповеди пятничной молитвы до наступления полудня, но из (желательной) предосторожности лучше, если часть проповеди будет прочитана уже после наступления полудня, а исходя из более строгой предосторожности, следует читать проповеди после наступления полудня.
Замечания относительно пятничной молитвы.
■ Не дозволяется любое действие, которое ведет к появлению раздоров и разрозненности в рядах мусульман, в особенности, если дело касается пятничной молитвы, которая считается символом Ислама и манифестацией единства мусульман.
■ Не предосудительно закреплять послеполуденную молитву в пятницу не за имамом пятничной молитвы.
■ В правильности закрепления за имамом пятничной молитвы одной из обязательных молитв, в то время, когда сам имам совершает пятничную молитву, есть сомнения.
«А когда вы путешествуете по земле, то нет
на вас греха, чтобы вы сокращали молитву…»
Молитва путника (салят аль-мусафир)
1. Обязательность сокращения (каср) молитвы в пути.
В пути при наличии условий, которые будут изложены ниже, человек должен сокращать (на два рак‘ата) свои четырехрак‘атые молитвы.
● Необходимость сокращения молитв в пути касается только обязательных ежедневных четырехрак‘атных молитв (это полуденная (аз-зухр), послеполуденная (аль-‘аср) и ночная (аль-‘иша) молитвы), а такие молитвы, как утренняя (ас-субх) и вечерняя (аль-магриб) не сокращаются.
Условия для необходимости сокращения молитвы.
Путник при наличии восьми условий должен совершать четырехрак‘атые молитвы два рак‘ата:
Длина пути согласно исламскому закону (только в одну сторону или туда и обратно вместе) не должна быть меньше восьми фарсахов (древняя мера длины, один фарсах приблизительно равен 5,6 километрам – прим. пер.), причем путь в одну сторону не должен быть короче четырех фарсахов.
Требуется с самого начала иметь намерение проделать путь не менее восьми фарсахов. Исходя из этого, если кто-либо в начале пути не имел такого намерения или имел намерение проделать путь меньше восьми фарсахов, но после того, как дойдет до пункта, до которого намеревался дойти, захочет отправиться оттуда в некое место, расстояние которого тоже менее восьми фарсахов, но в общем расстояние от его дома до второго пункта будет больше восьми фарсахов, он должен выполнять свои молитвы полностью.
Человек должен оставаться верным своему намерению, проделать путь не менее восьми фарсахов на протяжении всего путешествия. Таким образом, если человек до того, как проделает путь, равный четырем фарсахам, изменит свое намерение или засомневается в нем, то с этого момента положения путника на него не будут распространяться (он должен будет выполнять свои молитвы полностью). Тем не менее, все же его прошлые молитвы, совершенные в сокращенной форме до смены намерения, правильные.
Человек в пути не должен отказаться от продолжения поездки, а также у него изначально не должно быть намерения посетить по пути свою родину или место, в котором человек собирается пробыть десять и более дней.
Требуется, чтобы путешествие было разрешенным с точки зрения исламского закона, а если оно будет греховным и запретным (харам), то молитвы следует совершать в полной форме. Причем, нет разницы, является ли запретным само путешествие (например, побег с поля боя) или его цель (например, разбойничество).
Положение о сокращении молитв путником не относится к тем, кто «носит свой дом с собой», таким как кочевники в пустыне, не имеющим определенного места жительства и переезжающим с одного места на другое.
Путник не должен быть из тех, чьим родом деятельности являются поездки (например, водителем-дальнобойщиком, экспедитором грузов, машинистом поездов, пилотом и т.п.) или тем, чья работа происходит в поездке.
Путник при совершении молитвы должен находиться в месте, называемом «хадд ат-тараххус», т.е. место, из которого не видно стен его родного города и не слышно городского призыва на молитву (азан). Хотя отсутствия слышимости азана для определения «хадд ат-тараххус» достаточно.
1. Длина пути не меньше восьми фарсахов.
1. Если путь в одну сторону был меньше четырех фарсахов, а обратная дорога сама по себе не составляла восьми фарсахов, то следует совершать молитвы в полной форме. Таким образом, если расстояние между родиной работников и местом работы будет меньше восьми фарсахов (даже если считать путь туда и обратно), то они не считаются путниками.
2. Если человек отправится из своего города в определенное место, а там будет переходить из одного места на другое, то перемещения внутри места назначения не считаются частью пройденного из дома пути.
3. Определение конца города, с которого начинается точка отсчета расстояния в восемь фарсахов, вверено общественному мнению. Если, с точки зрения людей, заводы и предприятия, а также жилые комплексы в окрестностях города не считаются частью города, то отсчет следует вести от стен последних домов.
2. Намерение проделать путь длиной не менее восьми фарсахов.
1. Путник, который отправляется в путь длиной в три фарсаха, и изначально собирается отклониться от основного маршрута на один фарсах для выполнения определенного дела, а потом вернуться на основную дорогу и продолжить путь с точки зрения исламского закона не является путником. Прибавления к его пути того расстояния, на которое он отклонился и потом вернулся, недостаточно.
2. Тот, кто поехал из места своего проживания в другое место, расстояние между которыми меньше восьми фарсахов, и в течение недели предпринимает поездки в другие места, что совместно составит более восьми фарсахов, то, если он при выезде из дома не намеревался преодолеть путь равный восьми фарсахам и расстояние между первым его местом назначения и каким-нибудь из мест, которые он посещал в течение недели, не составляет восьми фарсахов, то он не считается путником.
1. Тот, кто изначально предпринял поездку не с целью совершения греха, но затем в пути с целью продолжить и закончить свою поездку изменил свое намерение и решил продолжить ее с греховной целью, должен выполнять свои молитвы полностью с момента принятия намерения продолжить поездку с целью совершения греха. Все молитвы, которые он совершил в сокращенной форме после принятия решения продолжить путь с греховной целью, он должен совершить заново в полной форме.
2. Если человек будет знать, что во время поездки впадет в грех, но целью его поездки не является что-либо запрещенное (харам) или отказ от выполнения обязательного (ваджиб), то он считается обычным путником и должен совершать молитвы в сокращенном виде.
3. Если в поездке человеку придется оставить то, что обязательно (ваджиб) в его молитве, то, исходя из (обязательной) предосторожности, следует отказаться от подобной поездки, кроме случая, когда в отказе от нее есть явный вред, или это очень затрудняет этого человека. В любом случае нельзя оставлять молитву.
1. Тот, чьим родом деятельности является сама поездка (т.е. его деятельность обусловлена поездками), как водитель, пилот, капитан корабля, пастух и т.п., с третьей поездки должен совершать молитву полностью, но во время первой и второй поездки он должен совершать молитвы в сокращенной форме.
● Тот, чьим родом деятельности не является сама поездка, а чья поездка является подготовкой к его работе (как учитель, рабочий, солдат и т.п., которые живут в одном городе), но в течение десяти дней как минимум один раз едут на место работы, относится к категории тех людей, чьим родом детельности является сама поездка.
● Обучение в вузе не считается работой и профессией, поэтому студенты, которые совершают поездку по учебе еженедельно или ежедневно, должны совершать молитвы в сокращенной форме. Те, кто обязан обучаться (с целью повышения квалификации),например учителя, которые помимо преподавания обязаны обучаться, должны совершать свои молитвы полностью.
● Паломничество не является родом деятельности. Таким образом, тот, кто каждую неделю едет в город Кум с целью посетить гробницу ее светлости Ма‘сумы (мир ей!) и совершения желательных обрядов мечети Джамкаран, должен совершать молитвы в сокращенной форме.
●Тот, чьим постоянным занятием не является вождение автомобиля, но на короткое время это становится его обязанностью, как например, для солдата в армии и т.п., если, с точки зрения общественного мнения вождение автомобиля на тот момент будет считаться его занятием, то по отношению к нему действуют те же положения, что и к другим водителям.
●Если путь туда и обратно будет, с точки зрения общественного мнения, считаться одной поездкой, как например, для учителя, который едет в другой город для преподавания и возвращается вечером или на следующий день, то первая поездка включает в себя путь туда и обратно. Если же, с точки зрения общественного мнения, это не будет считаться одной поездкой, как например, для водителя, отвозящего сначала груз с родины в другое место, а потом пассажиров и другой груз в другое место, и лишь после этого возвращающегося в родной город. В таком случае первой поездкой считается только путь от родины до первого места назначения.
2. Тот, чьим родом деятельности является поездка, если поедет куда-то не по работе, должен как и другие путники совершать молитву в сокращенной форме. Однако если поездка будет иметь те же цели, что и рабочие поездки, но плюс к этому человек займется какими-нибудь своими делами (такими, как посещение родственников и т.п.) и иногда одну ночь или несколько останется там, то это не меняет положения относительно рабочих поездок и молитвы следует совершать полностью. Также, занятие личными делами в рабочей поездке после окончания работы не меняет положение относительно поездки по работе.
●Если машина водителя-дальнобойщика сломается и он отправится в другой город для покупки необходимых запчастей, и в такой поездке вождение автомобиля не будет его профессией и, с точки зрения общественного мнения, это не считается рабочей поездкой, то он является обычным путником.
●Если распространение религии будет, с точки зрения общественного мнения, считаться работой студента религиозного заведения, то по отношению к нему действуют те же положения исламского закона, что и к каждому, кто ездит куда-либо по работе. Если же такой человек предпримет поездку, не преследуя цели распространения религии, просвещения или призыва к добру и запрета зла, то он будет считаться обычным путником и должен сокращать свои молитвы.
3. Тот, чьим родом деятельности является поездка, если остановится где-нибудь на десять или более дней (независимо от того, будет это место его родиной или нет), то в первой поездке после десятидневного пребывания он едет по работе и должен сокращать свои молитвы.
1. Для определения «хадд ат-тараххус» («границы городской черты») достаточно того, чтобы азан, звучащий в городе не был слышен, хотя из (желательной) предосторожности лучше соблюдать оба критерия (отсутствие слышимости азана города и невидимость стен города).
2. Критерием для определения границ городской черты является отсутствие слышимости призыва на молитву, доносящегося из домов окраины города, в которую въезжает путник или из которой выезжает, а не из центра города.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Пятничная молитва (джума намаз)
«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан (призыв) на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете!»
Пятничная молитва входит в число обязательных намазов (фард) наряду с пятикратной ежедневной и погребальной молитвами. Но в отличие от 5 фард-намазов, пятничная молитва является обязанностью не для всех мусульман.
Кто может не ходить на джума-намаз:
3. Находящиеся в пути (мусафиры) – около 87 км и дальше от дома и те, кто покинул дом менее чем на 15 суток
4. Недееспособные люди (как физически, так и умственно)
Пятничный намаз, являясь одним из обязательных намазов, обладает большой ценностью и множеством благ для совершающих его верующих.
В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) сказано: «Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на аль-джум‘а и будет молча слушать проповедь, простятся грехи от одной пятницы до следующей пятницы и еще за 3 дня» (Муслим).
Также стоит помнить следующие слова Милости миров Мухаммеда (с.г.в.): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом» (Тирмизи).
Следует отметить, что верующим необходимо соблюсти несколько условий для того, чтобы пятничная молитва была действительна.
Условия признания действительной для пятничной молитвы:
1. Выполнение во время полуденного намаза зухр (джума-намаз заменяет зухр)
2. Чтение проповеди имамом перед выполнением 2 ракаатов фард намаза
3. Выполнение пятничного намаза вместе с джамаатом (коллективом): кроме имама необходимо как минимум трое совершеннолетних и умственно дееспособных мужчин.
Желательные действия перед посещением мечети с целью совершения джума-намаза:
2. Чистая одежда
3. Надушиться благовониями
4. Остричь ногти
Пятничная молитва состоит из 10 ракаатов: 4 ракаата суннат + 2 ракаата фард + 4 ракаата суннат. Следует отметить, что в пятничной молитве необходимо произнесение двух азанов (призывов). В промежутке между первым азаном и фард намазом имам должен прочитать две проповеди (первая читается либо до либо после суннат намаза, вторая до фард намаза). Верующим, находящимся в мечети, следует сохранять молчание во время чтения проповеди, исключением из правила являются: ответ на приветствие имама, произнесение салавата (благословения) Пророку (с.г.в.), форс-мажорные ситуации.
В отличие от полуденной молитвы (зухр), в джума намазе совершается лишь 2 ракаата фард намаза, в котором чтение Корана (кыраат) должно осуществляться имамом вслух.
Следует также помнить, что пятничная молитва не может быть восполнена – это также отличает ее от других обязательных намазов. В случае ее пропуска или опоздания на нее верующему следует совершить полуденный намаз (зухр) как и в остальные дни.
Читайте также:
Комментарии
Демотиваторы
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.