Чудотворные слова: татарская поминальная молитва в полном описании из всех найденных нами источников.
Молитвы (догалар)
МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРОГО ПОСТИГЛИ БЕСПОКОЙСТВО И ГРУСТЬ
Аллаахумма иннии ‘абдукя ибну ‘абдикя ибну эматикь. Наасыятии би ядикя маадын фийя хукмукя ‘адлюн фийя кадооукь. Ас’алюкя би кулли исмин хува лякь, саммяйтэ бихи нафсякь, ав анзальтаху фии китаабикь, ав ‘аллямтаху ахадэн мин халькыкь, ав иста’сартэ бихи фии ‘ильмиль-гайби ‘индэкь, эн тад-ж’аляль-кур’ана раби’а кальби, ва нуура садри, ва джалаа’э хузни, ва захааба хамми
.
Аллаахумма антэ раббии, ляя иляяхэ илляя ант, халяктании ва ана ‘абдукь, ва ана ‘аляя ‘ахдикя ва ва’дикя мастато’ту, а’уузу бикя мин шарри маа сона’ту, абуу’у лякя би ни’матикя ‘аляйя ва абуу’улякя би занбии, фагфирлии, фа иннэху ляя ягфируз-зунуубэ илляя ант.
МОЛИТВА, ЕЖЕДНЕВНОЕ ЧТЕНИЕ КОТОРОЙ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО
Хасбия ллааху ляя иляяхя илляя ху, ‘аляйхи таваккялту ва хува раббуль ‘аршиль-‘азыим.
«Мне достаточно Всевышнего. Нет бога, кроме Него. На Него я положился, и Он — Господь великого Трона » (Св. Коран, 9:129).
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сообщил: «Кто произнесет эту [молитву] семь раз утром и семь раз вечером, тому Всевышнего будет достаточно для разрешения любой проблемы» (св. х.Абу Дауда).
МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ ПЕРЕД СНОМ
Сначала читаются три нижеследующие суры Священного Корана:
Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Куль хувал-лааху ахад. Аллаахус-сомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху кууван ахад (Св. Коран, 112).
«Скажи: «Он, Аллах, Един. Аллах Вечен [только Он- Тот, в Котором все до бесконечности будут нуждаться]. Не родил и не был рожден. И никто не может равняться с Ним «.
Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Куль а’уузу би раббиль-фаляк. Мин шарри маа халяк. Ва мин шарри гааси-кын изээ вакаб. Ва мин шарри ннаффаасаати филь- ‘укад. Ва мин шарри хааси-дин изээ хасад (Св. Коран, 113).
«Скажи: «Ищу у Господа рассвета спасения от зла, исходящего от сотворенного Им, и от зла спустившегося мрака. От зла колдующих и зла завистника, когда в нем зреет зависть».
Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Куль а’уузу би раббин-наас Мааликин-наас. Иляяхин-наас. Мин шарриль-васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-наас. Миналь-джиннати ван-наас (Св. Коран, 114).
«Скажи: «Ищу спасения у Господа людей, Властителя людей, Бога людей. [Ищу спасения у Него] от зла нашептывающего Сатаны, который отступает [при упоминании Господа]. [Сатаны] который вводит смуту в сердца людей. От [зла представителей Сатаны из числа] джиннов и людей «.
Прочитав упомянутые три суры, надо подуть в ладони и обтереть ими все свое тело, начиная с лица и головы (повторить все это 3 раза). Как сказано в одном из хадисов пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), человек, проговоривший и сделавший упомянутое, будет сохранен от всего дурного до самого утра.
Также полезно читать перед сном аят «аль-Курси» и последние два аята суры «аль-Бакара»:
Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Аллаахуляя иляяхэ илляя хуваль-хай-юль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя наум, ляху маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя’у ‘индаху илляя би изних, я’ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’а, васи’а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя я’уудуху хифзуху-маа вахуваль-‘алийюль-‘азыим (Св. Коран, 2:255).
«Аллах (Господь)… Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут пи сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на Земле. Кто заступится пред Ним, не иначе как по воле Его ?! Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть и частицы из Его знания, кроме как по Его воле. Небеса и Землю объемлет Его престол, и не утруждает Его забота о них [обо всем том, что находится в нашей Вселенной и дальше]. Он — Всевышний [во всех смыслах выше всего и вся], Великий [величиеЕго не имеет границ]!».
Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Аамана ррасуулю бимаа унзиля иляйхи мир-раббихи валь му’минуун. Куллюн аамана бил-ляяхи ва маляяи кятихи ва кутубихи ва русулихь. Ляя нуфаррику байна ахадим-мир-русулих. Ва каалюю сами’наа ва ато’наа гуфраанакя раббанаа ва иляйкяль-масыыр. Ляя юкяллифул-лааху нафсан илляя вус’ахээ. Ляхяя маа кясэбэт ва ‘аляйхээ ма-ктэсэбэт. Раббанаа ляя ту’аа-хызнаа ин насиинаа ав ахто’наа. Раббанаа ва ляя тахмиль ‘аляйнаа исрон кямаа хамальтаху ‘алял-лязийнэ мин каблинаа. Раббанаа ва ляя тухаммильнаа маа ляя тоокатэ лянаа бихь. Ва’фу ‘аннаа вагфирлянаа вархамна, антэ мавляянаа фансур-наа ‘аляль-кавмиль-кяяфириин (Св. Коран, 2:285,286).
«Уверовал Пророк [Мухаммад] в [истинность и правдивость того] что было ниспослано ему от Господа, и верующие [также уверовали]. Все [кто способен был уверовать] уверовали в Бога [Единственного Творца], в Его ангелов, Его Писания и посланников Божьих. Мы не разделяем меж посланниками.
И сказали они (верующие): «Мы услышали [Божественные назидания, переданные через Пророка] и покорились. Прошу Тебя простить наши прегрешения, о Господи, ведь к Тебе возвращение «. Не возлагает Аллах на душу то, что больше ее сил (возможностей). В ее пользу то, что она совершила [хорошее], и против нее то, что она совершила [плохое]. О Господи! Не наказывай за забытое или совершенное по ошибке. Не возлагай на нас бремя (тяжесть),подобно тому, как Ты возложил его на тех, кто был до нас. Не вменяй нам в обязанность то, что мы не в состоянии сделать. Прости нам [грехи наши и ошибки], прости нам [то, что между нами и другими людьми, не раскрывай им наши недочеты и промахи] и помилуй нас. Ты
наш Покровитель, помоги же нам [в противостоянии] с людьми, отрицающими Тебя [с теми, кто забыл, о вереи выступает за разрушение морали, нравственности]».
МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ ПОСЛЕ МАЛОГО (ВУДУ) И БОЛЬШОГО (ГУСЛЬ) ОМОВЕНИЯ
Ашхаду алляя иляяха иллял-лаахь, вахдаху ляя шариикя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь.
«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет, сотоварища. Также свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник «.
Аллаахумма-дж’альнии минат-тавваабин, ва-дж’альнии миналь-мутатоххи-риин.
«О Всевышний, сделай меня из числа людей кающихся и очищающихся «.
Субхаанакял-лаахумма ва би хамдикь, ашхаду алляя иляяха илляя ант, астагфирукя ва атуубу иляйкь. Перевод:
«О Господь, Ты далек от всех недостатков! Хвала Тебе! Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу Тебя о прощении и каюсь пред Тобою «.
МОЛИТВА, ЧИТАЕМАЯ ПРИ РАЗГОВЕНИИ (ИФТАР) ВО ВРЕМЯ ПОСТА (УРАЗЫ)
Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээал-лаахута’аля. Йя ваасиаль-фадли-гфир лии. Альхамду лил-ляяхил-лязии э’аана-нии фа сумту ва разакании фа афтарт.
МОЛИТВА, ЧИТАЕМАЯ В СЛУЧАЕ ПОСТИГШЕЙ БЕДЫ ИЛИ НЕСЧАСТЬЯ
Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи’уун, аллаахумма ‘индакя ахтасибу мусыыбатии фа’джурнии фиихэ, ва абдильнии бихээ хайран минхэ.
ПОМИНАНИЕ ГОСПОДА В СЛУЧАЕ ВОЗМОЖНОЙ ОПАСНОСТИ СО СТОРОНЫ НЕДРУГОВ И ВРАГОВ
Аллаахумма иннаа надж’алюкя фии нухуурихим, ва на’уузу бикя мин шуруурихим.
» О Аллах, их глотки и языки мы отдаем Тебе на суд. И прибегаем к Тебе, удаляясь от их зла «.
Хасбунал-лааху ва ни’маль вакииль.
«Достаточно нам Господа, и Он — наилучший Покровитель «.
«Ляя иляяхэ илляя антэ субхаанакя иннии кунту миназ-зоолимийн.
Аллааху ляя иляяхэ илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та’хузуху сина-тув-валяя наум, ляху маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя’у ‘индаху илляя би изних, я’ляму маа байна айдиихим ва маа хальфа-хум ва ляя юхиитууна би шейим-мин ‘ильмихи илляя би маа шааэ, васи’а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя яудуху хифзухумаа ва хуваль-‘алий-юль-‘азыим.
Кулил-ляяхумма мааликяль-мульки ту’тиль-мулькя мэн ташаа’у ва танзи-‘уль-мулькя мим-мэн ташаа’, ва ту’иззу мэн ташаа’у ва тузиллю мэн ташаа’, биядикяль-хайр, иннакя ‘аляя кулли шейин кадиир.
Хувал-лаахул-лязии ляя иляяхэ илляя ху, ‘аалимуль-гайби ваш-шахээдэ, ху-вар-рахмаану ррахиим. Хувал-лаахул-лязии ляя иляяхэ илляя ху, аль-маликуль-куддуус, ас-саляямуль-му’мин, аль-мухайминуль-‘азииз, аль-джаббааруль-му-такяббир, субхаанал-лаахи ‘аммаа юшрикуун. Хувал-лаахуль-хааликуль-баариуль-мусаввир, ляхуль-асмаауль-хуснаа, юсаббиху ляху маа фис-самааваати валь-ард, ва хуваль-‘азиизуль-хакиим.
Алиф ляям миим. Аллааху ляя иляяхэ илляя хуваль-хайюль-кайюум. Ва иля-яхукум иляяхун ваахид, ляя иляяхэ илляя хувар-рахмаанур-рахиим. Аллааху ляя иляяхэ илляя ху, аль-ахадус-сомад, аллязии лям ялид ва лям юуляд, ва лям якун ляху куфуван ахад.
Ас’элюкя йя аллаах, йя хува йя рахмаану йя рахиим, йя хайю йя кайюум, йя заль-джаляяли валь-икраам.
Аллаахумма иннии ас’элюкя бианнии ашхаду аннэкя антэл-лаах, ляя иляяхэ илляя ант, аль-ахадус-сомад, аллязии лям ялид ва лям юуляд, ва лям якун ляху куфуван ахад.
Аллаахумма иннии ас’элюкя бианнэ лякяль-хамд, ляя иляяхэ илляя ант, аль-маннаану бадии’ус-самааваати валь-ард. Йя заль-джаляяли валь-икраам, йя хайю йя кайюум.
Аллаахумма иннии ас’элюкя бианнэ лякяль-хамд, ляя иляяхэ илляя ант, вахдэкя ляя шариикя лякь, аль-маннаану бадии’ус-самааваати валь-ард, зуль-джаляяли валь-икраам. Йя ханнаану йя маннаан, йя бадии’ас-самааваати валь-ард, йя заль-джаляяли валь-икраам, ас’элюкяль-джаннатэ ва а’уузу бикя ми-нэн-наар.
Аллаахумма ахсин ‘аакыбатанаа филь-умуури куллихээ, ва аджирнаа мин хызьид-дуньяя ва ‘азаабиль-кабр».
«Нет бога, кроме Тебя [о Господъ!]. Ты далек от всех недостатков. Поистине, [пред Тобою] я — один из грешных.
Аллах… Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что на небесах и на Земле. Кто заступится пред Ним, не иначе как по воле Его ? Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть знания Его, кроме как по воле Его. Небеса и землю объемлет престол Его, и не утруждает Его забота о них. Он — Всевышний, Великий!
Скажи: «О Господь, обладающий властью! Даешь Ты власть, кому пожелаешь, и забираешь — у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь того, кого пожелаешь, и унижаешь того, кого пожелаешь. В Твоей деснице- благо. Ты в состоянии сделать все!»
Он- Господь, нет бога, кроме Него. Он Всеведущ. Милость Его безгранична и вечна. Он — Господь, нет бога, кроме Него. Он — Властелин. Он Свят. Дает мир, заповедует веру, блюдет сохранность. Он Могущественный, Всемогущий, превыше всего несовершенного. Далек Всевышний от сотоварищей, придаваемых Ему. Он — Творец, Создатель, Дающий всему определенную форму . Ему принадлежат совершенные качества. Восхваляет Его то, что на небесах, и то, что на Земле. Он Могущественен, Мудр.
Алиф. Лям. Мим. [1] Аллах… Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Господь ваш — это один Бог, нет бога, кроме Него, Милостивого. Милость Его безгранична и вечна. Нет бога, кроме Него, Единственного, Вечного. Не родил и не был рожден. Никто не может быть равен Ему.
Я прошу у Тебя, о Аллах! О Всемилостивый, милость Которого безгранична и вечна! О вечно Живой, о Сущий, о Обладатель величия и почтения!
Я прошу у Тебя, свидетельствуя, что нет бога, кроме Тебя, Единственного, Вечного, не родившего и не рожденного, Кому никто не может быть равен.
Я прошу у Тебя, у Того, Кому принадлежат все восхваления. Нет бога, кроме Тебя, Всемилостивого, Творца небес и Земли, Обладателя величия и почтения, вечно Живого, Сущего. О Господь!
Я прошу у Тебя, Кому принадлежат все восхваления. Ты — Един, и нет у Тебя сотоварища, Всемилостивый, Творец небес и земли, Обладатель величия и почтения. Всемилостивый, Творец небес и земли, Обладатель величия и почтения, я прошу у Тебя Рая и удаляюсь с Твоей помощью от Ада.
О Аллах! Сделай так, чтобы результат любого моего дела был только благим. Удали нас от позора и бесчестия жизни бренной. Защити нас от мук могильных «.
МОЛИТВА, ЧИТАЕМАЯ ПЕРЕД ЕДОЙ
Последний посланник Всевышнего сказал: «Перед тем, как приступить к еде, каждому из вас следует сказать: «Бисмил-ляяхь». Если же он забудет об этом в начале [трапезы], то пусть скажет сразу, как вспомнит: «Бисмил-ляяхи фии аввалихи ва аахирихи» («С именем Всевышнего в начале и в конце [трапезы]»)».
Аллаахумма баарикь лянаа фихь, ва ат’ымнаа хайран минхь.
О Всевышний, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого «.
МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ ПОСЛЕ ЕДЫ
Аль-хамду лил-ляяхи ллязии ат’аманаа ва сакаанаа ва джа’алянаа миналь-муслимийн.
«Хвала Всевышнему, Который накормил, напоил нас и сделал мусульманами».
Аль-хамду лил-ляяхи ллязии ат’амании хааза, ва разаканиихи мин гайри хав-лин миннии валяя кувва.
«Хвала Всевышнему, Который накормил и наделил меня этим. Я же, по сути, не имею ни силы, ни мощи [для взращивания и получения пропитания без земли, воздуха и воды, которые также созданы Богом] «.
МОЛИТВА, ЧИТАЕМАЯ ВО ВРЕМЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
Бисмил-ляяхи вал-лааху акбар. Аллаахумма минкя ва лякь. Аллаахумма та-каббаль минни.
«С именем Всевышнего Аллаха. Аллах велик. О Всевышний, от Тебя [мы получаем эти блага] и Тебе [возвращаем]. О Аллах, прими это [благое дело] от меня «.
Из книги Шамиля Аляутдинова «Путь к вере и совершенству»
Значение поминок у мусульман
Ритуальные обеды после похорон у христиан так же, как и поминки у мусульман, организуются для того, чтобы вспомнить недавно ушедшего человека. Душа умершего родственника продолжает пребывать среди членов его семьи. Поминальные трапезы позволяет установить своеобразный контакт между двумя мирами.
Сходства и различия
Ритуальные трапезы в честь покойного у христиан давно утратили свою суть. В наши дни родственники собираются за столом не для того, чтобы вспомнить усопшего и помолиться за него. Помины стали поводом вкусно поесть и показать свою платежеспособность. Родственники покойного стараются арендовать самый дорогой ресторан. Людей, которые устраивают скромные трапезы у себя дома, упрекают в скупости и неуважении к умершему родственнику.
Мусульманские поминки отличаются большей скромностью. Приготовление еды не считается обязательным. Приходить в дом умершего только ради пищи недопустимо. Скорбящие родственники должны как можно больше времени уделять молитвам за усопшего, а не общению с гостями. Никаких специальных поминальных блюд, как у христиан, у мусульман не существует. Готовят обычно ту еду, которая принята в данной местности или стране. На многих мусульманских поминах можно увидеть вареный картофель, мясо и суп с лапшой. Часто на столе присутствуют сладости, которые принято раздавать знакомым. Сладости символизируют жизнь в раю, ожидающую мусульманина. Алкоголь на поминальном столе запрещен (харам).
Первый обед
Хоронить умершего в исламе полагается в день его смерти. Душа усопшего не найдет покоя и не сможет покинуть этот мир до тех пор, пока тело не будет предано земле. Кремация категорически запрещена, поскольку напоминает о пламени ада.
Первые помины проходят в день похорон. Этот ритуал особенно важен. Душа умершего все еще пребывает на земле. Усопший будет страдать, если родственники не проявят к нему должного почтения и не вспомнят о нем. За поминальным столом практически не разговаривают. Выражением скорби должно стать молчание. Произносить речи о покойном не принято. Присутствующие должны внимательно слушать муллу, который читает молитвы за умершего.
Тяжелая утрата не может быть поводом для эмоциональных истерик. Именно поэтому до недавнего времени женщинам было запрещено участвовать в трапезе. Сегодня помянуть усопшего могут представители обоих полов. При этом мужчины и женщины должны сидеть отдельно друг от друга, например, по разные стороны стола или за разными столами. Желательно, чтобы мужчины и женщины даже находились в разных комнатах. Дети на поминки не допускаются.
За столом раздают хаер (подаяние). В качестве хаера используются мыло, платки, чай или деньги (фиксированной суммы нет). После каждого подаяния мулла читает молитву. Одежда на присутствующих должна быть исключительно светлых тонов. Надевать черное недопустимо.
Не полагается задерживаться в доме умершего после обеда.
Блюда, к которым не прикасались, нужно разделить между собравшимися.
Седьмой и сороковой дни
Существуют у мусульман и другие важные поминальные дни. На седьмой и сороковой дни родным тоже следует организовать обеды. Отмечается и год после ухода человека.
На седьмой день приглашают муллу для чтения молитв. Эти помины принято проводить в кругу только самых близких родственников. Таким же образом отмечают и 40 дней. Знакомые умершего в поминальные дни могут читать молитвы за того, кто был им дорог. Желательно раздавать милостыню в память о человеке. Подаяние следует раздавать нуждающимся единоверцам, которых можно найти возле мечети. Начиная со вторых помин разрешается посещать захоронение.
Региональные новшества
Исламский закон един для всех, кто считает себя мусульманином. Однако из-за того, что отдельные группы последователей Мухаммеда находятся друг от друга на дальнем расстоянии, в них неизбежно возникает традиция, характерная только для данного общества. Нередко на поминальном столе можно увидеть лишний прибор. Рядом будет находиться пустой стул. Прибор и стул ставят для души умершего, которая, согласно поверьям, присутствует среди живых. Подобные традиции являются скорее пережитком язычества, чем частью исламской культуры.
Расхождения существуют и в днях, предназначенных для поминания усопшего. У некоторых групп мусульман есть дополнительные дни: 3, 36, 51 и т. д. Год отмечается практически всеми мусульманами. Смысл, который вкладывают в ритуальные обеды, тоже отличается в зависимости от национальности верующих. В некоторых мусульманских сообществах помины устраивают для того, чтобы умерший был прощен и не попал в ад. На таких церемониях много молятся, после чего раздают милостыню. Но существуют группы верующих, вкладывающие в обряд совсем иной смысл. Поминальный обед должен расположить душу усопшего к живым. Если задобрить мертвого родственника, он обязательно будет помогать. Такое понимание помин могло прийти из языческого прошлого.
Татары относятся к этническим мусульманам. После похорон умершего они стараются соблюдать все, что предписывает ислам. Однако у и татар есть собственные обычаи. Как и мусульмане других национальностей, они вспоминают покойных в положенные для этого дни, среди которых наиболее важным считают год. Верующие уверены в том, что только через 12 месяцев после смерти человека его душа окончательно покидает этот мир.
В некоторых отдаленных татарских поселках существуют свои специфические обычаи. От ткани, из которой шили саван, полагается оставлять кусочек материи значительных размеров. Сохранить нужно и небольшое блюдечко с солью. Все эти ритуальные атрибуты прячут в укромном месте, чтобы доставать во время поминальных дней. Материю расстилают на полу в качестве скатерти, на которой расставляют угощения. В середину ставят блюдце. Хранить эти вещи в доме следует до годичных поминок, затем их передают мулле или человеку, который все это время его заменял. К этим вещам прилагается небольшое количество муки.
Если умерший был старым человеком, скатерть разрывают на отдельные полоски и раздают присутствующим с пожеланием прожить столько же лет, сколько прожил усопший. Ткань привязывают к руке маленького ребенка, чтобы подарить ему долголетие.
Материю носят в виде повязки до тех пор, пока она не истлеет и не спадет сама.
У татар-юртовцев принято в течение первых трех дней кормить нищих. На третий день собирается узкий круг родственников (не более 10 человек). Обязательным ритуальным блюдом этого дня становится бульон (шурпа) с пельменями. На седьмой день на обед допускаются не только близкие родственники. На церемонию имеют право приходить и те, кто принимал участие в похоронах: обмывальщики и люди, задействованные в рытье могил. Приходящим на помины раздают различные вещи или деньги.
Только в этот день хозяйка дома может сменить одежду, которую носила 7 дней после смерти родственника.
Поминки у татар проходят каждую пятницу в течение года. Пятница — священный день для всех мусульман. Накануне жарят специальные ритуальные пышки с картофельной или мясной начинкой. Запах от этого угощения должен распространяться по всему дому. Поверье гласит, что это поможет душе умершего успокоиться. Родственник будет знать, что о нем помнят. Для чтения молитв по усопшему приглашают муллу, которого может заменить пожилая женщина. После того как приглашенный выполнит свою работу, его необходимо напоить чаем и накормить пышками. Заменить муллу допускается и хозяйке дома, если она хорошо знает Коран и может цитировать нужные суры наизусть.
Среди поминальных дней важным считается не только год. На 51 день усопший сильно мучается. Согласно древней легенде, умерший должен пройти неприятное испытание: кости его тела начинают отделяться друг от друга. Над могилой усопшего можно услышать тяжелые стоны. Для облегчения мук родственники должны читать по умершему специальные молитвы. Традиции этого дня:
- Прийти на поминальный обед могут только приглашенные. Застолье должно быть пышным.
- Женщинам и мужчинам накрывают отдельно. Лучше всего разместить их в разных комнатах.
- Татарский обычай требует, чтобы молитвы за мужчину читал мужчина, а за женщину — женщина.
- Этот день могут посвятить поминанию не только человека, который умер недавно, но и всех усопших родственников в семье. Покойных обычно упоминают после чтения Корана.
- Читать молитвы полагается не менее получаса.
- На поминках раздаются небольшие суммы в память об умершем.
- Посуда на столе должна быть новой.
- Использовать ножи и вилки запрещено.
- Среди приглашенных должны быть люди преклонного возраста, даже если они не были близкими для умершего.
- Обязательное блюдо — суп из баранины или говядины с лапшой.
- Остатки угощений следует раздать присутствующим.
Поминки, организуемые через год после смерти, имеют свои традиции. Относиться к ним следует не менее ответственно. В этот день приглашают всех родственников (независимо от степени родства), соседей и знакомых. Несмотря на присутствие огромного количества людей, поминки проводятся очень скромно. Они символизируют окончание траура в семье. В течение года в доме покойного любые увеселительные мероприятия, свадьбы и т. п. строго запрещены.
Поминки в исламе — это благое деяние, обязательное для родных усопшего. Как и у христиан, у мусульман принято помнить о дорогом человеке не только в определенные дни. Молиться за умерших родных нужно при первой удобной возможности.