Каноны молитва с еретиками

Чудотворные слова: каноны молитва с еретиками в полном описании из всех найденных нами источников.

Допустима ли совместная молитва с еретиками?

Сам Богочеловек Господь большое значение придает молитве. Его сорокадневное молитвенное пребывание в пустыне было прелюдией к Его общественной жизни и деятельности (Мф. 4, 1 и далее). Наши священные Евангелисты сообщают о том, что молитва предшествовала важным событиям в Его жизни (Мф. 14, 23: 26, 36. Марк. 6, 36; Лук.5,16;6,12;9,28)

Апостолы и Отцы Церкви отмечают то значение, которое придавал молитве Само Боговоплощенное Слово Бога Отца, при намерении привести к бытию творение с помощью не велся диалог с Богом Творцом, потому что человеческий логос является способом удивительной связи с личностью. И это потому, что преодоление индивидуализма и прежде всего явление личности совершается с помощью молитвы. Святитель Иоанн Златоуст, выражая убеждение Церкви, говорит: «Ничтоже сильнее молитвы, и ничто же ей равно»( PG 48, 766).

Но Богочеловек Господь устанавливает и общую-групповую молитву, когда нас уверяет: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Совершающие совместную молитву беседуют с Троичным Богом как Его сыновья по благодати божией. Молящийся входит в общение внутренне с главой Церкви, Богочеловеком Господом, как и совершающие совместную молитву, пребывают в одной общей беседе истины и познания «в Духе Святом». Впрочем, этот смысл содержит в себе фраза Самого Господа «во имя Мое» (εἰς τὸ ἐμὸν ὄνομα). «Большое согласие обладает силой» (), подчеркивает святитель Иоанн Златоуст.

Следовательно, содержанием совместной молитвы является кафолическая истина Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, которой является Православная Церковь. Если же один или многие члены колеблют, или искажают, или отвергают богооткровенную Истину, как она изложена в Священном Писании и Апостольском и Святоотеческом Предании, то разрывается общение совместно молящихся по той причине, что истина является образом (ὁ τρόπος) существования Церкви, вне всякого условного смысла и мнения. По этой то причине исповедание веры предшествует молитве. Невозможно совершать совместную молитву, если прежде не имеется единогласия в Православной Святоотеческой вере.

Церковь противодействовала сумасбродному виду совместной молитвы православного с еретиком, указывая на границы, с одной стороны, истины, а, с другой стороны, о недозволенности церковного общения и совершения совместной молитвы православного христианина с еретиком.

Это противодействие Церкви было отражено в священных канонах Апостольского собора, Вселенских соборов, но и поместных соборов, которые имеют вселенский авторитет.

Более конкретно 45 правило святых Апостолов принимает следующее: «Епископ, или пресвитер, или дякон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да буде извержен». (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 2, σ. 60. Русский текст приводится по Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского (Далее ППЦ). Репринт. СТСЛ. 1996, с. 114)

Молитва клирика с еретиком обязывает налагать на него отлучение, даже если это произойдет в святом храме и во время богослужения, что устанавливает 10 правило святых Апостолов: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 2, σ. 14, ППЦ., с. 69). Но даже если совершатся совместная молитва в храме и будет дозволено еретику совершать что-то как клирику, тогда необходимо накладывать, согласно в 45 правиле святых Апостолов указанию, болезненное извержение.

Категоричным в отношении совместной молитвы в еретическом храме звучит 64 правило святых Апостолов, которое говорит следующее: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного» (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 2, σσ. 81-82 ППЦ, с. 142, правило65). В данном правиле достаточно ясно запрещается совместная молитва клириков и мирян с иудеями – сегодня же мы говорим с иноверцами – и еретиками. На участвующих в совместно молитве накладываются наказания – на клириков – извержение из сана, а на мирян отлучение.

Но даже и совместное празднование праздников и обмен дарами с иноверцами и еретиками священными канонами запрещен: «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними» (ΛΖ´ καν. Λαοδικείας, Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 3, σ. 206. ППЦ – т.2, с. 107 См. Также правила того же святого собора 32, 34, 35, 39). А 33 правило Лаодикийского собора призывает: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем» (Там же, ., σ. 198 См и 9 правило Тимофея Александрийского Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 4, σ. 336, ППЦ – т.2, с. 4843-483. Епископ Никодим дает важный канонический комментарий на это правило См. Там же, с. 484, Примеч. переводчиков).

Церковь, как мы убедились, нас учит тому, что невозможно принимающему богооткровенную истину о Троичном Боге сосуществовать с не приемлющим вышеупомянутую истину во время общей молитвы-исповедании ее принятия, тем более во время евхаристического общения в Божественной Литургии.

К сожалению, в эти времена мы переживаем сотрясающее положение, которое охватило нашу Вселенскую Патриархию.

Вселенский Патриарх кир Варфоломей, непосредственный соратник его митрополит Пергамский г-н Иоанн Зизиулас и другие из патриаршего окружения, высшего и низшего, клирики приступили к повседневным молитвам с ересиархом Папой Франциском (принимающего и проповедующего пятнадцать и более ересей), упражняя свой ум в области рассудочного богословия, а не сфере святоотеческого богословия того, что «говорит мне Церковь и слышит твой раб (клирик или мирянин)».

Совершенно неразумно и в тоже время антиканонично Православный Вселенский Патриарх явным образом стремиться, называть Папизм «Церковью», эту еретическую организацию, которая по причине многих ересей оторвана от Тела Христова, Единой Церкви. И при этом он старается заявить, что он свой целью ставит «обретение полного между нашими Церквами общения».

К сожалению, выше упомянутая позиция не приемлема с точки зрения того пути, на который указывает Православная Церковь, Единая Церковь, это пребывание в послушании священным канонам, Богочеловеческий путь. Патриарх не прислушался своими ушами к тому, что «передал Святой Дух и нам», что преобладает на всех Соборах Вселенских и Поместных, с помощью чего «в слове и во времени» излагается Богочеловеческая воля нашей Святой Церкви.

И вновь слышится в эти печальные дни для Православия голос свт. Василия Великого: «Мы весьма опечалены тем, что правила Отцов преданы забвению и всякая строгость Церквей стала считаться вздором, и мы опасаемся, что даже малое такое безразличие порождает путь, который приводит к полной путанице в вещах, относящихся к Церкви». (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 4, σ. 275, перевод ПА.)

Итак, когда же поймет Патриарх Варфоломей, а это относится и ко все нам, что хранение веры, к чему призывают священные каноны, является послушанием Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, Православной Церкви, но и признаком подчинения эгоистичности общей причастности всех верующих, клириков и мирян богооткровенной Истине?

Архимандрит Кирилл Коцопулос,

проповедник священной Патрской митрополии, доктор канонического права

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», декабрь 2014г.

О молитвенном общении с инославными с канонической точки зрения

Протоиерей Владислав Цыпин, доцент Московской Духовной Академии

Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в 45 Апост. правиле:

"Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви – да будет извержен".

46 Апост. правило гласит:

"Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть часть верному с неверными".

Отцы Лаодикийского Собора в 6 правиле повелевают:

"Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий".

Авторитетный православный канонист епископ Никодим (Милаш) в своем толковании на 45 Апостольское правило относительно самого понятия "еретик" делает ссылку на 1 правило Василия Великого. По терминологии св. Василия Великого еретики – это те, кто расходятся с Православным вероучением в основных догматах; св. Василий Великий называет еретиками манихеев, валентиниан, маркионитов и подобных им – кого он предписывает принимать в Церковь чрез крещение; тем самым признается недействительным крещение, полученное ими в их еретических обществах. Принадлежащих к иным сообществам, отделившимся от Православной Церкви, св. Василий Великий обозначает как раскольников или самочинников, предусматривая в качестве чиноприема для первых миропомазание, а для вторых (самочинников) – покаяние.

Если сопоставить терминологию 1 правила Василия Великого с содержанием 95 правила Трулльского Собора, который суммировал правотворчество Древней Церкви по вопросу о приеме еретиков и раскольников, то окажется, что несториане и монофизиты (первые по буквальному смыслу правила, а вторые по контексту), принимаемые в Православную Церковь через покаяние, по третьему чину, в том смысле слова "еретик", в каком его использует св. Василий Великий в своем 1 правиле, еретиками не являются.

Хотя нельзя не отметить и то, что понятия "еретик" и "ересь" как в авторитетных древних текстах, так и в позднейшей христианской литературе употребляются в разных смыслах, обозначая в одной терминологической системе лишь фундаментальное искажение веры и приверженцев учений, искажающих веру в самых ее основах, а в другой – всякое догматическое заблуждение. В том же 95 правиле Трулльского Собора говорится, что несториан следует принимать по 3 чину, так, как предписывал св. Василий принимать самочинников, и в то же время условием их приема ставится "предание анафеме ереси своей, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира".

Но есть и иные каноны, которые касаются общения в молитве с отделившимися от Церкви. Так, 10 Апостольское правило гласит:

"Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен".

Эту тему затрагивают также с разных сторон 11, 12, 32, 45, 48, 65 Апостольские правила, 5 правило I Вселенского Собора, 2 правило Антиохийского и 9 правило Карфагенского Соборов. Кого следует подразумевать под "отлученными от общения церковного"? Логически тут возможны два варианта ответа: либо тех, кто персонально был отлучен от общения, ввиду его личных грехов или из-за учинения раскола. В контексте современной жизни Русской Православной Церкви таковыми окажутся бывший митрополит Филарет, бывший епископ Иаков, бывший священник Глеб Якунин или бывший архимандрит Валентин Русанцов. При более широком понимании смысла этого правила и аналогичных с ним действие его будет распространяться на имеющих молитвенное общение со всеми, кто преемственно связан с отлученными от Церкви ересиархами и расколоучителями. В таком случае под действие этого правила попадут все молившиеся вместе с католиками, протестантами, монофизитами, старообрядцами, карловчанами, греческими старостильниками и т.д. Текст правила дает основания для обоих вариантов интерпретации его содержания; но если исходить из практики Церкви и при этом под молитвенным общением понимать не евхаристическое общение, а только то, что было сказано в каноне: "кто с отлученцем. помолится, хотя бы то было в доме", – то более жесткий вариант интерпретации этого правила окажется в разительном противоречии с практикой.

Наконец, в каноническом корпусе Православной Церкви есть еще 33 правило Лаодикийского собора, которое уже несомненно относится не только к молитвенному общению с еретиками или лицами, персонально отлученными от церковного общения, но ко всем вообще раскольникам:

"Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем".

В подлиннике употреблено слово, обозначающее схизматика, раскольника. Но особенность этого правила в том, что в нем не содержится упоминание о санкции против нарушителя; сказано только "не подобает", но не сказано под угрозой какого прещения "не подобает". Таким образом правило носит скорее рекомендательный, чем строго юридический характер, в отличие от правил, воспрещающих молитвенное общение с еретиками и отлученными от общения, за что каноны предусматривают отлучение. Вероятно, отсутствие упоминания о санкции в этом правиле не случайно; и это обстоятельство дает основание полагать, что с канонической точки зрения молиться с еретиками и отлученными (при сопоставлении с 33 правилом Лаодикийского собора такая интерпретация 10 Апостольского правила представляется более конечной), с одной стороны, и с отщепенцами, или схизматиками, – с другой – это не одно и то же, хотя по мысли отцов Лаодикийского собора все-таки и со схизматиками, раскольниками "молиться не подобает".

Почему? Вероятно, по той же причине, по каковой не следует молиться с еретиками. Епископ Никодим (Милаш) в толковании 45 Апостольского правила ссылается на русского канониста архимандрита (позже епископа) Иоанна (Соколова) и пишет: "Весьма мудро замечает архимандрит Иоанн в толковании этого правила, говоря, что правила стремятся не только к их охранению православных от заразы еретическим духом, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры". Толкование вполне убедительно. Стремлением противодействовать религиозному индифферентизму руководствовались, несомненно, и Отцы Лаодикийского Собора, издавая 33 правило.

Какие выводы можно сделать из канонов, процитированных здесь, применительно к современной практике? Очевидно, и ныне должно оставаться недопустимым молитвенное общение с еретиками в том смысле, в каком этот термин употребляет Василий Великий в своем 1 правиле (то есть иеговистами, приверженцами Богородичного центра, и подобными им), а также с лицами, подвергшимися отлучению лично, что, вероятно, целесообразно распространить и на всех схизматиков, персонально участвовавших в учении расколов.

Евхаристическое общение недопустимо со всеми вообще, кто не принадлежит к канонической Православной Церкви, потому что евхаристическое общение собственно и является самым полным выражением единства церковного, при наличии которого разногласия по вопросам церковно-административным и даже частичным богословским не в состоянии повредить единство церковное, пока они не приведут к разрыву общения.

Что же касается молитвенного общения с инославными, которые присоединяются к Православной Церкви по 2 и 3 чину, то есть теми, кто принадлежит Католической, Старокатолической, протестантским, нехалкидонским, старообрядческим Церквам; то, по мысли, лежащей в основе канонов, молитвенное общение с ними предосудительно в той мере, в какой оно способно породить или питать религиозный индифферентизм или, добавим, вводить в соблазн верных.

При этом следует учитывать и такие обстоятельства. В условиях современной жизни, когда Православная Церковь, с одной стороны, существует не в катакомбах, а вполне легально и в то же время в большинстве государств от государства отделена, нет ни возможности, ни, очевидно, большого смысла в том, чтобы заграждать вхождение в православный храм, даже во время богослужения каким бы то ни было лицам, в том числе неверующим, иноверцам. Было бы противоестественно и неразумно искусственным образом не впускать в храм инославных христиан или препятствовать им молиться в храме вместе с православными. Православные паломники с древних пор посещали неправославные, в частности, католические храмы, где хранятся православные святыни – храм святителя Николая в Бари, собор св. Петра в Риме и множество других католических церквей Рима. Присутствие православных в таких храмах во время католического богослужения при этом не представляется чем-то скандальным и выявляющим религиозный индифферентизм.

Что безусловно предосудительно и соблазняет многих – это участие в экуменических богослужениях, составленных по особому чину, который не идентичен чинопоследованиям, применяемым в самой Православной Церкви. Само существование таких особых экуменических богослужений способно вызвать подозрение, что ВСЦ или иные экуменические организации – это не форумы для встреч представителей разных Христианских Церквей, способствующие поискам ими церковного единства, а что ВСЦ уже в наличном своем состоянии несет в себе некие элементы церковности, является квази-"церковью", с чем невозможно согласиться по фундаментальным экклезиологическим соображениям. Богослужение существует ведь в Церкви и санкционируется Церковью.

В какой мере, когда и где допустимо, помимо присутствия за инославным богослужением в инославном храме или дозволения инославным находиться в православном храме, где ничто не в силах ему помешать молиться, специальное приглашение для присутствия за православным богослужением инославных мирян или клириков или принятие аналогичных приглашений православными священнослужителями или мирянами, то это вопросы, ответы на которые должны даваться исходя из церковно-политических, пастырских соображений, исходя из заботы о благе Церкви, о том, чтобы не послужить соблазну "малым сим" и в то же время не отталкивать ищущих сближения с Православной Церковью.

Что же касается молитвенного общения "в доме", то в условиях современной жизни у православных христиан часто бывает неизбежным бытовое общение с атеистами и иноверцами. Не в меньшей мере допустимо оно и с инославными христианами. И если, оказавшись за одним обеденным столом православный и католик или лютеранин, захотят помолиться, то одновременное чтение молитвы Господней едва ли будет каноническим преступлением. А вот совершение при этом какого-то особого чина, которого нет ни в Православной Церкви, ни инославных церквах, действительно способно смутить религиозную совесть как участвующих в таком "молитвословии", так и присутствующих при его совершении.

Проведение совместных конференций, диалогов христианами разных конфессий не может, вероятно, не начинаться с молитвы, но для православных приемлемо, чтобы это были молитвы, употребляемые в Православной Церкви, а не искусственно сочиненные для такого рода мероприятий.

Молитва с еретиками запрещена, очнитесь!

Совместная молитва с еретиками

Совместная молитва с еретиками запрещена канонами Церкви, независимо от того, общественная она, или частная. Запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви как к своим верным чадам, ради охранения их от лжи перед Богом и лукавства, так и из любви к самим еретикам: отказом от молитвы с ними христиане свидетельствуют, что заблуждающиеся находятся в опасности, так как они – вне Церкви и значит вне спасения.

45-е правило святых Апостолов: « епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен » .

Совокупляющийся с блудницей – становится одно тело с блудницей. Молящийся с еретиком становится одним телом с еретической синагогой, не зависимо от того молится он в собрании еретиков или «частным образом» дома перед обедом. Общение с еретиками в молитве – духовное прелюбодеяние, единение во лжи и онтологическая измена Христу. Именно поэтому каноны говорят о недопустимости не только «официальной» или богослужебной, но и вообще любой молитвы с еретиком в том числе и частной. Десятое апостольское правило гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Известный канонист XII века Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон в толковании на это правило говорит: «Итак кто молился с отлученным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлучен. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви и что, следовательно, если кто либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно». Также и авторитетный канонист XX столетия епископ Никодим (Милош) пишет: «Сам Иисус Христос положил начало отлучению от Своей церкви, сказав: “если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17), то есть другими словами, пусть будет отлучен от Церкви. Впоследствии Апостолы подробно разъясняли это в своих посланиях, а также применяли и на деле (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20; 2 Тим. 3:5; Тит. 3:10; 2 Сол. 3:6; 2 Иоан. 10 и 11). Таким образом, правило строго выражает мысль св. Писания, воспрещая молиться с отлученным от церковного общения не только в церкви, когда бывает общая для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлученным от Церкви».

Православная Церковь запрещает не только совместные молитвы с раскольниками и еретиками, но и намеренное вхождение для молитвы в собрание иноверцев (еретическую синагогу – 65 правило Святых Апостолов), приятие иноверческих «благословений» (32 правило Лаодикийского Собора), позволение иноверцам действовать в качестве служителей церкви (45 правило Святых Апостолов), приношение елея и возжигание свеч в иноверческих собраниях (71 правило Святых Апостолов).

Подвижники XX века не только строго придерживались Православного Вероучения в отношении ереси и еретиков, но и призывали к отказу от участия в надцерковных организациях наподобие «Всемирного совета церквей». Архиепископ Серафим (Соболев) в свое время писал: “Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют “Всецерковной конференцией”, “собранием всех христианских церквей” и “единою святою Христовой церковью”, православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой “единой святой церкви Христовой” со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители-экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви”. А сербский богослов преподобный Иустин (Попович), убеждая не участвовать в «Мировом совете церквей», писал своему Священному Синоду: «Позиция Православной Церкви в отношении еретиков — т.е. всех, кто не является православным, — была установлена раз и навсегда Святыми Апостолами и Святыми Отцами, то есть боговдохновенным Преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14-15). (…) Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, то есть она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А наша надежда, во веки веков, является одной и единственной: Богочеловек Иисус Христос и Его Человеко-Божеское Тело, Церковь Святых Апостолов и Отцов. Православные Богословы должны участвовать не в “экуменической общей молитве”, но богословских собеседованиях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера являются “частью” только “спасаемых” (7 правило II Вселенского Собора).

Ответ на вопрос о допустимости совместных молитв с иноверцами в конце концов совпадает с ответом на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Соборную и апостольскую Церковь? Да? Нет? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень», к сожалению, и является наиболее распространенным явлением и, в то же время, показателем среднестатистической индифферентности к Вере. К Вере, за которую ее святые свидетели – мученики и исповедники отдавали плоть на растерзание и расставались с земной жизнью. Существенное отличие древних богословов от многих называющих себя богословами ныне не в том, что те имели дело с другими, как бы более страшными и ужасными еретиками (еретики всегда одинаковы), а в том, что богословие Церкви они исповедовали шествуя не с докладами на трибуны, а за Христом на Голгофу. Но и свидетельство о Православной Вере с трибун международных конференций, совсем не обязательно подразумевает ниспровержение этой Веры участием в совместных молениях иноверцев.

Диакон Георгий Максимов

«Совместные молитвы с еретиками – это действительно нарушение канонов (45-го апостольского правила, 33-го правила Лаодикийского обора и др.

Преподобный Иоанн Молчальник (затворник) родился около 454 года в городе Никополе Армянском в

Священномученик Владимир родился 29 июня 1874 года в Москве в семье священника Александра

А ведь старцы Оптинские писали удивительные слова о колокольном звоне… И это надо обязательно

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей

Иногда бывает, что обида настолько переполняет сердце и затмевает всякое разумное рассуждение, что

(2 Тим. 4, 9-22; Лк. 20, 1-8). Священники, книжники и старцы не веровали в Господа. Дабы возвести

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

© 2005-2015 Оптина пустынь – живая летопись

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here