Крест хранитель всей вселенной молитва

Чудотворные слова: крест хранитель всей вселенной молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Словесница Искусств

№1 (17) • 2006 • Дальний Восток в пространстве мифа и легенды

Друзья и партнеры

«Крест — хранитель всей Вселенной. »

В пору моего детства в маленьком таежном поселке, где я родилась, бабушки имелись далеко не у всех. А у нас была замечательная бабушка — величественная старуха с красивым лицом в глубоких морщинах, с умными выцветшими голубыми глазами. По будням она носила длинные черные юбки, которые сама вручную шила, прикрепив ткань булавкой к забавному приспособлению — «самошвейке».

Бабушка была из единоверцев-старообрядцев, в храмах которых служили новообрядческие батюшки. Она завела в доме строгий старообрядческий порядок: у каждого была своя кружка, тарелка, полочка для книг на этажерке, свое место за огромным круглым столом.

В кладовой у бабушки был красивый сундук из красного дерева. А в сундуке сокровища: сушеная малина, мешочки с травами, которыми она лечила всю семью, а в особом отделе — несколько икон. Когда дома не было взрослых, мы с младшим братом вынимали иконы и рассматривали. Особенно нам нравились кресты. Один, самый маленький, чуть больше десяти сантиметров, поразил нас фигурой распятого Христа с гвоздями в руках и надписями вокруг креста. Изображение притягивало. Мы рассматривали его снова и снова, силясь понять таинственные надписи. Спрашивать было нельзя. Во-первых, могло попасть за самовольное обследование сундука. Во-вторых, отец был коммунистом, и, несмотря на огромную любовь и уважение к матери, не поощрял «поповскую» пропаганду в своем доме.

Так случилось, что прочитала я эти загадочные надписи очень нескоро, в конце 1980-х годов, когда работала в Дальневосточном художественном музее и заочно изучала искусствоведение в Уральском университете. На втором курсе я написала курсовую работу, посвященную палехской иконописи. Тогда же в сферу моих научных интересов навсегда вошла меднолитая старообрядческая пластика: кресты, образки, складни.

Кресты — самая массовая часть медного литья. В каждом музее их несколько. Они различаются по назначению, величине и декору. Наиболее полно сохранились напрестольные кресты XIX — начала XX века. Они отливались в различных областях: на Урале, во Владимирской, Новгородской и Петербургской губерниях, в Москве и Подмосковье, в глухих староверческих скитах. Меднолитые изделия широко бытовали не только в старообрядческой, но и в православной среде.

Старообрядческие восьмиконечные напрестольные кресты, или «Распятия Христовы», обязательно имеют внизу косую перекладину, к которой были прибиты ноги Иисуса Христа. В верхней части креста старообрядцы поповских согласий помещали Бога-отца в виде «Царя славы». Они называют его еще «Господь сил». Обычно изображение поколенное, Саваоф (Бог-отец) помещен на облаке, обе руки широко разведены в благословляющем жесте. Нимб чаще всего комбинированный: восьмиконечная звезда, вписанная в окружность. Звезда образована двумя наложенными один на другой квадратами или ромбами с вогнутыми гранями. Нижний означает землю, верхний — небо.

Нимб в форме восьмиконечной звезды — основное отличие Бога-отца от Иисуса Христа, который тоже может быть изображен в виде «Царя славы». У Бога-сына нимб «крещатый» — сияние в форме круга, расчлененное крестом с греческими буквами на его концах OWN. Они означают «сущий от века». Если мы видим вверху Саваофа, то чуть ниже обязательно расположено изображение другой ипостаси единого Бога — Дух Святой в виде голубя.

Итак, сверху вниз, Бог-отец, Бог Дух Святой и распятый на кресте Бог-сын — Иисус Христос. Таким образом, перед нами своеобразная схема Троицы.

Тот, кто будет внимательно рассматривать напрестольные кресты, заметит одну примечательную особенность — форма креста повторяется в композиции дважды: сначала это внешние границы креста, затем — в центре композиции — Голгофский крест с фигурой распятого Иисуса Христа.

Беспоповские (поморские) кресты отличаются изображением Нерукотворного Спаса («Спаса на убрусе») в верхней части. Изображение Спаса сопровождается, как правило, надписями: «Образ нерукотворенный» и ниже — «Црь славы».

Слетающие вниз ангелы с убрусами (полотенцами через руку), изображенные на концах верхней перекладины, присутствуют и у беспоповцев, и у поповцев. А вот голубя, окруженного сиянием, — Святого Духа — на крестах беспоповцев нет.

Если положить перед собой поповский и беспоповский, или поморский, крест, явственно проступят и другие различия. На второй перекладине крестов поморского типа (со «Спасом на убрусе») обязательно присутствуют светила: солнце и луна в виде круглых масок. Они подписаны:

«СЛНЦЕ» и «ЛYНА». На поповских крестах светил нет, вместо них по обе стороны от рукавов Голгофского креста надпись с титлами (хризма): «IС ХС» (фото 1, 3, 5).

Над головой распятого Христа, на верхней перекладине Голгофского креста, у старообрядцев-поповцев надпись из четырех заглавных букв: «IНЦИ», которая расшифровывается так: «Иисус Назареянин Царь Иудейский». У поморцев на этом месте (хризма): «IС ХС».

Последнее несовпадение между напрестольными крестами основных толков старообрядчества — надписи над верхней перекладиной Голгофского креста. У поморцев написано: «Сын Божий». У старообрядцев-поповцев — пояснительная надпись «Распятие Господа нашего Иисуса Христа». Существуют, правда, напрестольные кресты, на которых присутствуют одновременно и те и другие признаки. (фото 6). Очевидно, это связано с особенностями одного из многочисленных толков старообрядчества.

Сам термин «поморское литье» очень условен и обозначает не столько принадлежность к толку, сколько тип изделия. Правильнее следует называть подобные изделия крестами поморского типа. Широкое распространение изделий поморского типа в старообрядческой и новообрядческой среде современные исследователи связывают с высокой оценкой их качества. Собор старообрядцев-федосеевцев, к примеру, в 1751 году определил поморские меднолитые изделия как «истинные».

А во всем остальном кресты различных толков совпадают, а зачастую и выполнялись по одному образцу.

Под широкой перекладиной Голгофского креста вы обязательно прочтете «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим», на косой перекладине — «МЛРБ» («Место Лобное Рай Бысть»), рядом с черепом Адама в условно изображенной пещере — «ГА» (Глава Адамля).

На косой перекладине можно увидеть также архитектуру — условное изображение града Иерусалима.

Гора Голгофа передана авторами литейных форм по-разному: то это вполне узнаваемый намек на гору, то некое нагромождение неправильных форм — камней, то грубоватая решетка — совершенно условное понимание горы, ее символ.

Часто кресты имеют орнаментированные поля, которые образуют еще один, третий крест. Обратная сторона богато украшена. Чаще всего здесь плетется-заплетается пышная, в духе позднего барокко, виноградная лоза с сочными листьями, пышными цветами и гроздьями. Иногда вместо лозы иной узор, но он только кажется другим, по сути это та же лоза, только выполненная схематично, в виде геометрического орнамента. По характеру этого узора, его мотивам исследователи могут определить место изготовления креста. Часто здесь помещается также строгая поучительная надпись, которая начинается так: «Крест — хранитель всей Вселенной, крест — красота церковная, крест — царям держава . ».

Очень редко встречаются напрестольные кресты поморского типа, на которых вместо ангелов другая небесная сила — херувим, а вместо светил поясные изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова.

Если дополнить этот крест двумя пластинами по обе стороны от распятия, под широкой перекладиной, получится киотный крест (фото 2). На левой пластине Богородица и святая Мария (иногда Марфа), на правой — святой Иоанн Богослов и сотник Лонгин.

В XIX столетии киотные кресты получили дальнейшее развитие в поповской среде. В композицию стали включаться иконки с различными евангельскими сюжетами. Чаще всего это были двунадесять господних праздников. Завершались такие композиции рядом изображений херувимов в верхнем ярусе. Такие сложные изображения называют «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами». Это уже не крест, а сложная икона, состоящая из множества изображений. Она играет роль переносного иконостаса и в быту называется патриарший крест (фото 4).

Богато украшенные разноцветными эмалями, сияющие позолотой патриаршие распятия производят огромное эстетическое впечатление. Эти кресты играли важную роль в убранстве староверческих моленных. Описания таких крестов встречаются в нескольких делах об изъятии «раскольничьих икон». Основанием для изъятия могло служить следующее присутствующее в одном из таких дел объяснение: «Означенный крест не согласен с изображениями, употребляемыми в православной церкви. На православных образах, выше всякого изображения, представляется Божество, на освидетельствуемом же образе представлена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на Ея руках выше Триипостасного Божества, и все святые лики изображены с двуперстным благословлением, а силы небесные, изображаемыя на православных иконах служащими и предстоящими Богу со страхом и трепетом и в благоговении закрывающими лица свои сению крыл своих, представлены парящими вверху всех изображений, с открытыми лицами».

Такие кресты, предположительно, происходят из подмосковных мастерских с. Гуслицы. Херувимы в верхнем ряду креста или образа — отличительная черта гуслицкого литья, считают многие исследователи. Сейчас их сохранилось немного, т. к. большое количество патриарших распятий было переплавлено в годы борьбы со старообрядчеством еще во времена империи. Еще большая их часть погибла во времена воинствующего атеизма в первые десятилетия после Октябрьской революции. Наша задача — бережно хранить то, что осталось.

искусствовед, главный специалист Управления Росохранкультуры по ДФО

Крестопоклонница

Крест – красота Церкви

Крест – Царей держава

Крест – верующих утверждение

Крест – ангелов слава и демонов язва

Спаси меня, Крестопоклонницу! —

Не прогоняя с порога бессонницу,

И не давая покоя бокам…

БОГУ всё молится ночью и днём,

Скоро и вечер к полуночи склонится,

Крестопоклонница молит о Нём:

Вот, удалился в пустыню Один,

Вот, на Фаворе Он Преобразился:

БОГ возвестил, что Он с Сыном Един!

Белою птицей молитва летит,

Жизнью всё правят посты да бессонница,

Душенька Господу молится, бдит:

Вот, воскрешает и мёртвый встаёт,

Всех утешает больных и униженных,

И защищает и мудрость даёт!

Слёзы прикрыл ей Архангел крылом…

Скоро и ночка рассветом полонится,

Грезит она о Заветном Былом:

Въедет Спаситель в Предвечный Конец…

Крестозамученный, страстно страдая,

Выкупит в Муках Терновый Венец!

Кровь Свою с Плотью навеки отдал…

Рыжий иуда в петле удавился,

Как фарисеям Иисуса продал…

Нам невозможно нарушить никак!

Крестопоклонница веет тревогу

В чистой молитве бессонных атак:

— Тот ли Христос, Неразгаданный БОГ?

Но просыпаются снежные росы,

Камнем усталость ложится у ног.

Льющие, так беспрерывно из глаз,

Знает Создатель, и Ангелы знают:

Вера Христова — Священный Алмаз!

Все Возрождённые Дети Земли:

Сердце Агнца на Пожертвенном Блюде

Вечной Любовью стучать повели!

Как бесконечен молитвы поток!

Крестопоклонницы слёзная лава

Правонаполнит свой Присноисток!

Всё облаченье покоится здесь…

Крестопоклонница, что тебе снится,

Каждую всеночь и каждый твой днесь?

Лебедь с заломленным в Небо крылом?

Всех Светлых Душ и Земли Воскресенье,

Полный Собор за Единым Столом!

В этот день: посещают храмы для поклонения Кресту,

размышляют над понятием «нести свой Крест».

и напоминает о страданиях, о смерти Господней ради нашего спасения.

Поклонение Кресту укрепляет дух постящихся

и воодушевляет на дальнейших подвиг поста.

«Взять крест» — это значит, безропотно вынести всё,

что постигнет нас: скорбь, боль, страдания…

Что может помочь нам выстоять среди жизненных неурядиц?

Прежде всего: терпение, твердость духа, смирение,

безоговорочное принятие Воли Божией.

Источник внутренней силы — готовность служить

не собственному «я», а Господу и ближнему.

и уверенно идите за Ним, взяв свой Крест.

Тернистым путём — к вечной славе.

после Великого славословия для поклонения верующим

в центр храма выносится Животворящий Крест Господень.

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и свято Воскресение Твое славим».

Это же пение звучит на Литургии вместо Трисвятой молитвы.

быть готовым нести свой Крест.

Господь говорит: «…возьми Крест свой, и следуй за Мной»!

с третьего воскресенья Великого поста,

когда начинается его четвёртая седмица,

предназначенная для поклонения Кресту.

с окончанием первой половины поста.

и дети пели: «Здравствуйте, хозяин, красное солнышко,

здравствуйте, хозяюшка, ясный месяц, здравствуйте, дети, яркие звездочки!

Половина говенья переломилась, а другая наклонилась».

в этот день пекли из пресного пшеничного теста.

чтобы велись куры, или человеческий волос, чтобы голове легче было.

подходит «Крестопоклонная». «Кресты» – особое печенье, с привкусом миндаля,

рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки креста – вдавлены малинки

из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали ещё

до прабабушки Устиньи – в утешенье для поста. Горкин так наставлял меня:

«Православная наша вера, русская, она, милок, самая хорошая, веселая!

И слабого облегчает, уныние просветляет и малым в радость».

в центр храма выносится Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

и Святое Воскресение Твое славим»!

и смерти Господней, воодушевляет и укрепляет постящихся к продолжению

и потому вся неделя называется Крестопоклонной.

Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом…

Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл,

возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству,

души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник,

греха истребление, росток воскресения, древа Жизни Вечной».

большом, среднем и маленьком. Распятия также все разные по размеру.

Так вышло само по себе.

Мною были выбраны самые крупные головки, которыми я обложила Распятия.

Первый поднос — лиловыми, второй — белыми, третий — жёлтыми.

Крест Господень, тот верует и во Спасение Взошедшего на Него Господа. Аминь.

«Поклонами нас, верно, не смутить!»

Свидетельство о публикации №112033101056

и сразу же становится, несомненно, легче,

только потом по прошествии лет осознаём,

откуда к нам это пришло, и Кто принёс нам его.

Крест хранитель всей вселенной молитва

Сон Пресвятой Богородицы

Крест – хранитель всей Вселенной.

Крест – церковная красота.

Крест – церквям держава.

Крест – верным утверждение.

Крест – ангелам слава.

Крест Христов от трех сложений,

Сон рабе Твоей (имя)

От Троицы единородного Господа

Нашего Иисуса Христа.

Победить врагов дьявольскую злую мысль.

Слава Кресту Твоему,

И Святое Воскресение Твое славим.

Спаси мя, грешницу, рабу Твою (имя),

И присно, и во веки веков.

Опочивала Пресвятая Богородица

В Вифлееме граде,

Чудесном марте месяце

В Божьей церкви, за Престолом.

И пришел Господь к Ней и рече:

– Мати Моя Мария, Пресвятая Богородица,

Спишь Ты или не спишь?

Слышишь ли иль не слышишь?

Что во сне видишь?

Пробудись ото сна вышею славою,

И непобедимою здесь

В будущем веке сподоби

И даже радость бесконечная.

Не печали, не воздыхание, но жизнь вечная.

Святую Троицу и Мать прославляем.

Господа Бога Моего Иисуса Христа величаем,

И присно, и во веки веков.

Кто почитает во всем году 12 пятниц светлых и постится, тому Богом Иисусом Христом простится:

1. Пятница на Страстной неделе Великого поста – кто в сей день Сон прочтет, тот Божьей милостью никогда внезапной смертью не умрет.

2. Пятница перед Благовещением Пресвятой Богородицы – кто ее почитает и в этот день святой этот Сон прочитает, того человека не коснется беда и не убьет молния никогда.

3. Пятница на Страстной неделе Моему Иисусу Христу – кто ее почитает, Сон Мой прочтет, того Господь Мой Сын от всех бед спасет.

4. Пятница пред Вознесением Господним – кто ее почитает, того Иисус Христос во всех путях сохраняет. И кто Сон сей прочтет, того ни вода и ни огонь не возьмет.

5. Пятница перед Духовым днем – кто ее почитает и кто Сон прочтет, тот долгий, счастливый век проживет.

6. Пятница в Петров пост святого Иоанна Предтечи – кто ее почитает, того от суда и плена Бог сохраняет.

7. Пятница пред Ильей-пророком – кто ее почитает, того от суда и плена Бог сохраняет.

8. Пятница пред Преображением Господним – кто ее почитает, Сон другим перепишет, того Сам Господь в книгу жизни запишет.

9. Пятница пред Успением Пресвятой Богородицы – кто ее почитает, тот никогда голода и нищеты не познает.

10. Пятница пред Козьмой и Демианом, Парасковией нарицается – кто ее истинно почитает, тот в лесе темном не заплутает. Зверь не сгубит, не разорвет, змея жгучая не подползет.

11. Пятница пред Михайловым днем – кто ее почитает, тот Богородице угождает. Кто сей Сон прочитает, того Матерь Божья не забывает.

12. Пятница перед Рождеством Христовым – кто ее почитает, чтит, тот пред смертью своею Матерь Божью узрит со святыми ангелами, со всеми архангелами, с херувимами и серафимами.

Крест — хранитель всея вселенныя.

Памятники христианского искусства X–XX веков в России: Из музейных и частных собраний

Буклет выставки. Автор текста и концепции выставки С. В. Гнутова

Ныне радость на небе и на земле,

ибо светоносный и Животворящий

Крест Христов является миру,

демоны бегут от него, недуги исцеляются им,

мрачная тьма прогоняется

и все концы земли просвещаются.

Крест поклонный(лицевая сторона). Конец XV — начало XVI вв. Белый камень, резьба. Из церкви села Толмачи, Тверской области. Издавна считалось, что «Крест — хранитель всея вселенныя» лежит в основе всего земного и небесного устроения. «Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, — писал святитель Димитрий Ростовский, — ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, п Крест наперсный XIV в. Шифер, резьба олдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».

Две тысячи лет человечество живет под знаком креста, неразрывно связанного с добровольной жертвой, принесенной за весь мир Иисусом Христом. Орудие казни стало символом победы над смертью. В X веке вместе с христианством крест Христов пришел в Россию. С тех пор он освящал всю жизнь общества, согласно правилу VII Вселенского Собора, предписывавшего изображение креста «полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях. ».

Икона Явление Креста на небе в Иерусалиме. Первая половина XIX в. Дерево, темпера Крест — красота церкве,

Крест — царей держава,

Крест — ангелов слава и бесам язва.

С древних времен кресты почитались наравне с чудотворными иконами. Как чудотворный известен медный двухстворчатый крест-энколпион с изображением Распятия Христова и Богоматери Одигитрии Купятицкой. Предание связывает явление этого креста в XII веке с местечком Купятичи (позднее село Пинского уезда Минской губернии). С Купятицкого креста-энколпиона известны многочисленные повторения в меднолитой мелкой пластике Древней Руси, поскольку копиям древних крестов усваивались чудодейственные свойства первообраза. Сохранилось множество копий с чудотворного креста Авраамия Ростовского Чудотворца, полученного им, по преданию, от апостола Иоанна Богослова. В житии преподобного Авраамия Ростовского повествуется, что Иоанн Богослов «в руце же своей имеюща трость, на ней Распятие Господа нашего Иисуса Христа».

Икона Савватий Тверской в молении Кресту. Школа или худ. центр: Тверь. Вторая четверть — середина XVI в. Во время таинства крещения на новокрещенного на Руси надевался крест. С нательным крестом не расставались, с ним и хоронили. В первые века принятия христианства кресты носили поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее древние тельные кресты, Х–ХII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости. Основные типы русских двухстворчатых крестов-энколпионов (мощевиков) повторяли византийские образцы. На домонгольских крестах с изображением Богоматери, как правило, помещали надпись: «Святая Богородице, помогай». Часто встречается на крестах и изображение Николы Чудотворца — «всеобщего заступника рода христианского». Как защитники Русской земли почитались первые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, образы которых также нашли отражение на древних крестах-энколпионах.

Крест — лествица на небо,

залог жизни, смерть для смерти,

дерзновение к Богу,

ключ к Небесному Царствию.

Прп. Андрей Критский

Крещение Господне. Двухсторонняя выносная икона. Школа или худ. центр: Русский Север XVII в. Крещение Господне. Двухсторонняя выносная икона. Школа или худ. центр: Русский Север XVII в.

Кресты с рельефным изображением в центре восьмиконечного креста с копием и тростью, окруженные пышными цветами и травами, ажурными сквозными узорами, получили название «процветших» («Процвете древо Креста»), что было связано прежде всего с прообразом Креста в Ветхом Завете — «Древом Жизни». Крест поморский. Центр изготовления: Русский Север XIX в. Камень, резьба Святой Иустин во II веке изъяснял этот образ как символ Христа. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин отмечал, что «Древо Жизни», выращенное Богом в раю, предызображало драгоценный Крест, ибо как через древо пришла смерть, так через Крест Христа — «Древо Жизни» — даровано спасение». Изображения процветшего креста встречаются уже на каменных саркофагах IV века. В XVII–XVIII веках фантазия русских «золотых и серебряных дел» мастеров в украшении крестов-тельников не знала границ. Особым узорочьем в этот период отличались кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера — Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечива Крест нательный. Центр изготовления: Великий Устюг XVII в. Серебро, литье, эмаль лись с двух сторон прозрачными эмалевыми красками разных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром.

Появление наградных крестов священнослужителей связано с синодальным периодом истории Русской Прав Крест наперсный XVI в. Серебро, литье, скань, перламутр ославной Церкви. Пожалование различных наперсных крестов представителям белого духовенства подготовило почву для учреждения особенного наперсного наградного креста, утвержденного императорским указом Павла I в 1797 году. В 1820 году появляется еще одна важная награда духовенства — кресты кабинетные, выдававшиеся из Кабинета Его Императорского Величества, украшенные, как правило, бриллиантами или драгоценными камнями.

Крест наперсный XVII в. Серебро, перламутр, резьба, жемчуг, цветные камни Особыми наградами для духовенства стали кресты, выпущенные в память крупнейших событий в истории России: в память Отечественной войны 1812 года, Крымской войны 1853–1856 годов и в память 300-летия Дома Романовых. Наперсный крест как обязательная принадлежность священника был введен при Императоре Николае II его Указом от 14 мая 1896 года.

Покланяемся же мы и образу

Честнаго и Животворящаго Креста,

хотя бы он был сделан и из иного вещества;

покланяемся, почитая не вещество,

но образ, как символ Христа.

Прп. Иоанн Дамаскин

Крест наперсный панагийный. Крест корсунский XIII в. (оправа — XVI в.) Яшма, оправа — серебро, скань Воздвизальные или напрестольные кресты возносятся священником в православных храмах на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. В древние кресты вкладывались обычно частицы Крестного Древа Христова. Крест, обретенный царицей Еленой в IV веке, стал главной святыней Церкви, и его части разошлись по всему миру. На большинстве напрестольных крестов присутствуют сведения о мощах, в них содержащихся. Как правило, надпись на таких крестах начиналась со слов «Построен сей крест. », «Сооружен. », — как будто речь шла о возведении храма, что свидетельствовало об отношении к напрестольному кресту как к одной из важнейших святынь Церкви.

Кресту Твоему покланяемся, Владыко,

и святое Воскресение Твое славим.

Тропарь на поклонение Кресту

Крест нательный. Центр изготовления: Москва XVII в. Серебро, литье, эмаль, жемчуг

Семнадцатый век в России — это эпоха явления множества чудотворных святынь и особенно крестов. Во времена царя Алексея Михайловича и патриарха Никона появляются кресты, исполненные «мерою и подобием Креста Христова». Воздвижение Креста Господня XIX в. Эмаль на медной основе, рамка — латунь Именно в это время патриарх Никон заказывает в Палестине несколько подобных крестов из кипариса для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского Кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове. Кийский крест, грандиозный мощевик, содержащий около трехсот святынь, был из них наиболее прославлен и изображался как особая реликвия на иконах XVII века с коленопреклоненными царем Алексеем Михайловичем, царицей и патриархом Никоном. В эпоху Средневековья в России, так же как в Западной Европе, внимание христиан все более сосредоточивалось на жертвенных переживаниях Страстей Христовых. Композиции с изображением Орудий Страстей Христовых становятся особенно популярными в русском искусстве с середины XVII столетия.

Святитель Иннокентий Иркутский Первая половина XIX в. Дерево, темпера С монашеским подвигом связано и такое явление, как ношение вериг. Изначально веригами назывались любые кандалы и оковы, в которых содержались узники. Первые христианские вериги связаны с именем апостола Петра. Икона Церковь соборная Школа или худ. центр: Русский Север XVIII в. Дерево, резьба, темпера О ношении крестов и вериг свидетельствуют факты из житий преподобных Никиты Переяславского Чудотворца (XII век) и Иринарха Ростовского (XVI век). Из жития Иринарха Ростовского можно видеть, что в конце XVI столетия медные кресты были в цене и не всякому доступны. Так, московский блаженный юродивый Иван Большой Колпак советовал старцу Иринарху сделать себе «сто крестов медных по полугривенке», на что старец отвечал, что ему невозможно столько сотворить. Только тогда он смог исполнить совет, когда ему подарили большой медный крест, из которого старец отлил сто крестов. Преподобный же Леонтий Ростовский, носивший на себе железные вериги и тридцать три медных креста, оставил их в наследство старцу Иринарху, и на нем оказалось, кроме вериг «ужиц железных», сто сорок два креста!

Крест наперсный кабинетный Конец XVIII в. Серебро, гравировка, эмаль, цветные стекла, стразы

Честнаго и Животворящаго Креста,

не остави нас грешных!

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Древние подвижники, приходя в пустынное место, утверждали деревянный крест в освящение пустыни и в ознаменование силы Божией. Это известно из множества житий русских святых. Так, преподобный Сергий Радонежский воздвиг крест на основание Троицкой обители, преподобный Савватий Соловецкий установил такой крест на Соловках. При освоении пустынных северных земель Руси в XIV–XVI веках непременно воздвигались кресты на месте будущей обители. Особое значение имело благословение и напутствие крестом на ратные подвиги и на основание монашеских общежительств.

Крест наперсный кабинетный Первая половина XIX в. Эмаль на серебре, стразы Вериги XVIII в. Кресты — латунь, гравировка, инкрустация белым металлом; цепи — железо Преподобный Сергий Радонежский благословил крестом святого благоверного князя Димитрия Донского на битву с Мамаем, напутствовал крестом и своих учеников, уходящих в дальние пределы Руси: например, Павлу Обнорскому он вручил в 1392 году восьмиконечный меднолитой крест. Святой Павел хранил его как великую святыню до конца дней, и этот крест был положен с ним во гроб. Из описи имущества Павло-Обнорского монастыря за 1654 год известно: «Да на гробу же преподобного Павла чюдотворца крест медяной, что благословил преподобный Сергий Радонежский преподобному Павлу в путь».

По свидетельству современников XIX века, в Архангельской губернии, «кроме сооружения церквей и часовен, весьма распространен обычай святить деревянные кресты и столбы по краям улиц, при въездах в деревни, на перекрестках, на почитаемых почему-либо местах. В крестах просто вырезается изображение Распятия, а в столбах вкладываются литые медные воздвизательные кресты, иконы простые или с окладами в ризах». Богоматерь Влахернская Конец XIX — начало XX вв. Дерево, масло Традиция воздвижения деревянных крестов на Русском Севере, в Поморье и на Соловецких островах не прерывалась на протяжении многих веков. У креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Крест обозначал принадлежность пустынных земель православному миру и являлся путеводным знаком спасения. Многометровые (до десяти метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, я Складень двухстворчатый. Школа или худ. центр: Ярославль XIX в. Дерево, резьба, темпера влялись навигационными знаками, указующими путь мореходам к спасительной гавани, Перед крестами возносились молитвы о благополучном путешествии. Множество обетных крестов «в благодарность» по окончании трудных дел либо в память избавления от морового поветрия возводились по всей России.

Церковь воспевает Крест Христов,

Кресту кланяется. Кресту служит,

Крестом венчается, Крестом ограждается,

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Крест наградной В честь 300-летия Дома Романовых 1913 г. Серебро, литье, эмаль

В каждом храме России непременно находится Голгофский крест в напоминание Крест наперсный иерейский Начало XX в. Латунь, гравировка, серебрение, цветные камни о том, что «Церковь есть образ Распятия, погребения и Воскресения» (согласно толкованию свт. Германа Константинопольского). Крест является основополагающим символом богослужения вне стен храма во время крестного хода. Водруженный на высокое древко, он, вознесенный над процессией христиан, освящает и благословляет крестный ход, защищает воинов перед сражениями. Именно с военными походами еще во времена императора Константина связывают появление выносных крестов и хоругвей, так же как и появление тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Крест напрестольный XV–XVI вв. Серебро, скань, литье, цветные камни, стекла Крест напрестольный Конец XVII в. Дерево, темпера

Крест прп. Авраамия Ростовского XIX в. (по иконографии XII века) Медный сплав, литье, серебрение.

Крест — хранитель всея вселенныя. Памятники христианского искусства X–XX веков в России: Из музейных и частных собраний / Буклет выставки. Автор текста и концепции выставки С. В. Гнутова. М., Penates-Пенаты, 2005.

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here