Жан батист симеон молитва перед обедом

Чудотворные слова: жан батист симеон молитва перед обедом в полном описании из всех найденных нами источников.

Жан Батист Симеон Шарден.

Трогательная, знакомая по множеству репродукций сценка: под наблюдением матери пухлая малышка, сложив ручки, лепечет слова молитвы, а ее сестра сосредоточенно слушает. Вся сцена наполнена искренней нежностью, связывающей членов семьи. Согласно Шардену, художник, создавая картины, хоть и пользуется красками, но пишет чувством. Впрочем, и технику этого мастера жанровой живописи тоже считали магической. Дени Дидро восторженно писал: «Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов. О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре – саму материю, сам воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кладешь на полотно!»

«Молитва перед обедом» – одно из самых известных произведений Жана Батиста Симеона Шардена – стала популярной еще при жизни художника. Как и многие другие свои картины, он эту повторил несколько раз. Версию… из Лувра Шарден в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Несколько авторских копий хранится в разных музеях мира, в том числе и в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Кредо Шардена – разумное самоограничение. Пока его учителя и самые успешные современники писали изображения античных богов и героев, он выбрал иной путь, на первый взгляд не суливший ни славы, ни достатка, ни статуса звезды, ни членства в Академии, ни покровительства короля, ни заказа от российской императрицы Екатерины II…

Фаина Балаховская. Скромное обаяние третьего сословия. «Вокруг света» №4 2011 год.

Описание картины Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом»

Updated on 26.11.2014 By Admin

Картина тематики жанровых сценок из жизни, написанная маслом на холсте. Как и многие другие работы художника в этом жанре, картина получилась очень доброй и нежной. Глубокий и четкий взгляд на внутрисемейный быт обычных людей, семей. На первом плане изображен обеденный стол, за которым собрались к обеду две девочки и их мать. Руки девочек сложены в молитвенную фигуру, и они смиренно и послушно слушают свою маму, которая учит их произношению молитвы перед едой.

Мать же, расставляя посуду к обеду, не забывает повторять своим дочерям слова молитвы. Очень трогательная и нежная сцена, которая заставляет проникнуться духом любви к близким людям, к Богу. Также на картине изображены игрушки, которыми, очевидно, играли девочки совсем недавно, перед тем как сесть за стол. Это барабан и дудочка. Художник этим фрагментом передал настоящее послушание и смирение детей перед матерью, их кроткий и добрый нрав. Несмотря на веселье и игры, они проявляют серьезность и почет к воле матери.

Окружающий главных лиц пейзаж говорит о среднем достатке семьи. Их нельзя назвать бедняками, потому что платья девочек достаточно красивы, опрятны и пышны. Но и к богачам отнести также трудно, поскольку на заднем плане показана достаточно скудная и скромная обстановка в доме.

Картина не пестрит яркостью красок и живостью палитры. Однако именно это и придает ей особое очарование и утонченность. Белые цвета, преобладающие в одежде детей, подчеркивают их невинность и ранний возраст. Коричневые, серые, темно-желтые тона одежды матери и окружающей обстановки подтверждают реалистичность и жизненность картины.

В целом, картина очень целостная, раскрывающая сюжет в полной мере. Глядя на нее, охватывает чувство нежности, тепла и уюта.

Жан Батист Симеон Шарден

Молитва перед обедом (1740), Лувр, Париж

Как и почти все жанровые картины Шардена, “Молитва перед обедом” существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна “Молитва перед обедом” хранится в Эрмитаже. А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена. Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: “Но кто вам сказал, что пишут красками?” – “А чем же?” – удивился незадачливый собеседник. – “Пользуются красками, – сказал Шарден, – но пишут чувством”.

Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика. Шардену удалось достичь в “Молитве перед обедом” поразительной проникновенности и теплоты. Он добивается этого, “связывая” взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она – с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Она тоже произносит молитву – над краем стола видны ее сложенные руки.

Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей “магической”, по словам современников, техники он держал в секрете.

Жан батист симеон молитва перед обедом

Комментарии

Картина тематики жанровых сценок из жизни, написанная маслом на холсте. Как и многие другие работы художника в этом жанре, картина получилась очень доброй и нежной. Глубокий и четкий взгляд на внутрисемейный быт обычных людей, семей. На первом плане изображен обеденный стол, за которым собрались к обеду две девочки и их мать. Руки девочек сложены в молитвенную фигуру, и они смиренно и послушно слушают свою маму, которая учит их произношению молитвы перед едой.

Мать же, расставляя посуду к обеду, не забывает повторять своим дочерям слова молитвы. Очень трогательная и нежная сцена, которая заставляет проникнуться духом любви к близким людям, к Богу. Также на картине изображены игрушки, которыми, очевидно, играли девочки совсем недавно, перед тем как сесть за стол. Это барабан и дудочка. Художник этим фрагментом передал настоящее послушание и смирение детей перед матерью, их кроткий и добрый нрав. Несмотря на веселье и игры, они проявляют серьезность и почет к воле матери.

Окружающий главных лиц пейзаж говорит о среднем достатке семьи. Их нельзя назвать бедняками, потому что платья девочек достаточно красивы, опрятны и пышны. Но и к богачам отнести также трудно, поскольку на заднем плане показана достаточно скудная и скромная обстановка в доме.

Картина не пестрит яркостью красок и живостью палитры. Однако именно это и придает ей особое очарование и утонченность. Белые цвета, преобладающие в одежде детей, подчеркивают их невинность и ранний возраст. Коричневые, серые, темно-желтые тона одежды матери и окружающей обстановки подтверждают реалистичность и жизненность картины.

В целом, картина очень целостная, раскрывающая сюжет в полной мере. Глядя на нее, охватывает чувство нежности, тепла и уюта.

Культурное наследие

Направления стили

Термины понятия

Страны города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас 285 гостей и зарегистрированных пользователей на сайте

art_shmart

Жизнь кратка, а искусство долго, и в схватке побеждает жизнь.

себя – в других мне, обнаружить!

Молитва перед обедом . 1744.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

– Как, вы тоже христианин? – в замешательстве спросил миссионер.

– Нет, но почему бы не помолиться перед вкусным обедом?

Молитва перед обедом

Жан-Батист Симеон Шарден: Молитва перед обедом

Мне нравится! Поделиться:

Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам (Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam).

Картина, считавшаяся подделкой, приписана Лукасу Кранаху Старшему

Метрополитен принял решение оставить картину Бальтюса в основной экспозиции

Новый абсолютный рекорд для произведений искусства: «Salvator Mundi» продан за 450 миллионов долларов

Жан-Батист-Симеон Шарден. "Молитва перед обедом" 1740

Молитва перед обедом [1740]

Холст, масло 49 x 41 cm

Следует отметить, что подлинной подписью является не та, что отчетливо видна в нижней части холста, а вторая, выше головки старшей девочки, почти слившаяся с фоном, которая может быть прочитана лишь при сильном освещении. Подобные «двойные» подписи встречаются иногда на старых картинах. Наименее заметная и скромная является обычно подлинной, более четкая и яркая наводилась перед продажей для обмана не очень искушенного покупателя, если первая выцвела и стала незаметной.

Молитва перед обедом

Жан Батист Симеон Шарден

Масло. Холст. 50 * 38.5 см

Жан Батист Симеон Шарден – Молитва перед обедом

  1. Государственный Эрмитаж. Живопись/Государственное Издательство Изобразительного Искусства: Москва-Ленинград – 1963

Разрешается копировать материалы проекта (но не более 50 страниц) с указанием источника:

Жан батист симеон молитва перед обедом

Комментарии

Картина тематики жанровых сценок из жизни, написанная маслом на холсте. Как и многие другие работы художника в этом жанре, картина получилась очень доброй и нежной. Глубокий и четкий взгляд на внутрисемейный быт обычных людей, семей. На первом плане изображен обеденный стол, за которым собрались к обеду две девочки и их мать. Руки девочек сложены в молитвенную фигуру, и они смиренно и послушно слушают свою маму, которая учит их произношению молитвы перед едой.

Мать же, расставляя посуду к обеду, не забывает повторять своим дочерям слова молитвы. Очень трогательная и нежная сцена, которая заставляет проникнуться духом любви к близким людям, к Богу. Также на картине изображены игрушки, которыми, очевидно, играли девочки совсем недавно, перед тем как сесть за стол. Это барабан и дудочка. Художник этим фрагментом передал настоящее послушание и смирение детей перед матерью, их кроткий и добрый нрав. Несмотря на веселье и игры, они проявляют серьезность и почет к воле матери.

Окружающий главных лиц пейзаж говорит о среднем достатке семьи. Их нельзя назвать бедняками, потому что платья девочек достаточно красивы, опрятны и пышны. Но и к богачам отнести также трудно, поскольку на заднем плане показана достаточно скудная и скромная обстановка в доме.

Картина не пестрит яркостью красок и живостью палитры. Однако именно это и придает ей особое очарование и утонченность. Белые цвета, преобладающие в одежде детей, подчеркивают их невинность и ранний возраст. Коричневые, серые, темно-желтые тона одежды матери и окружающей обстановки подтверждают реалистичность и жизненность картины.

В целом, картина очень целостная, раскрывающая сюжет в полной мере. Глядя на нее, охватывает чувство нежности, тепла и уюта.

Культурное наследие

Направления стили

Термины понятия

Страны города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас 288 гостей и зарегистрированных пользователей на сайте

Шарден, Жан-батист Симеон

Шарден, Жан-батист Симеон

Остались у нас без рассмотрения два французских художника XVIII века — Шарден и Грёз. Но это и понятно. Оба выпадают из общего настроения, обоих нельзя никак включить ни в группу официальных академических художников, ни в группу светских интимистов. Оба мастера были живописцами “третьего сословия”, и лишь Грёз в портретах и в своих приторных головках шел навстречу вкусам утонченного великосветского общества. Впрочем, надо сразу сказать, что между обоими художниками и огромная разница. Шарден (1699 — 1779) — “живописец чистейшей воды”, он только живописец и в то же время один из самых первых живописцев всей истории искусства. Грёз (1725 — 1805) — тоже превосходный мастер, но, к сожалению, отдавший свое искусство на служение литературной программе. Шарден является связующим звеном между Веласкесом, Рембрандтом, Вермером и импрессионистами нашего времени; Грёз вместе с англичанином Хогартом истинный родоначальник всей анекдотической живописи XIX века, и в частности наших передвижников. Поэтому Шарден, несмотря на свои простые буржуазные темы, является одним из самых аристократических, изысканных и недоступных художников, напротив того, Грёз “буржуазен по существу”, это настоящий “Дидеро живописи”, уступавший, впрочем, своему литературному собрату по уму и характеру.

О картинах Шардена много говорить не приходится. Ими надо уметь любоваться. Они так скромны и с виду незатейливы, что “рассказать и описать” их нельзя. Но каждая краска Шардена не только правдива, но и прекрасна в своей сочности, в своем неподражаемом оттенке.

Жан-Батист Симеон Шарден. Карточный домик. Около 1735. Холст, масло. 82,2х66. (Продана из Эрмитажа в 1931 году Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон)

Я советую начать изучение Шардена с лазоревого тона стола, на котором сын г. Ленуара расставляет свой карточный замок; раз красота этой поверхности, “вкусность”, глубина и прелесть ее тона станет понятной, то выяснится и вся прелесть остальных картин великого художника (“Молитва перед обедом”, “Прачка”).

Жан-Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом. 1744. Холст, масло. 49,5х38,4. Инв. 1193

Жан-Батист Симеон Шарден. Прачка. Холст, масло. 37,5х42,7. Инв. 1185. Из собр. Кроза, Париж, 1772

Похожие главы из других книг

Патэр, Жан-батист Франсуа

Патэр, Жан-батист Франсуа Лучше не сравнивать земляка и единственного ученика Ватто, Патэра, и подражателя Ватто, Ланкре, с самим гениальным мастером. Это им только во вред, ибо им недостает поэзии чудесного художника, да и техника их, при всем своем блеске, уступает его

Грёз, Жан-батист

Грёз, Жан-батист Совсем иное отношение у нас к Грёзу. Мы уже теперь не способны переживать ту наивную драму, которую рассказывает простодушный художник в картине “Умирающий паралитик”. [73] Меньше всего в этой картине нас радует то, что волновало наших предков:

Перроно, Жан-батист

Перроно, Жан-батист Когда-то Грёзу приписывали и “Портрет мальчика”, Жан-Батист Перроно (Жан-Батист Перронно). Портрет мальчика с книгой. 1741/50. Холст, масло. 63х52. Инв. 1270. Из собр. А. Г. Теплова, Санкт-Петербург, 1781действительно напоминающий по тонам серую гамму мастера, но

Вэникс, Ян Батист

Вэникс, Ян Батист Чтобы иметь полное представление о Яне Батисте Вэниксе (1621 — 1660), нужно видеть две его парные картины в Кушелевской галерее. Это, пожалуй, лучшие картины во всей серии. Но и Эрмитаж обладает одним из капитальных произведений мастера “Приморская гавань”,

1 720 Г.

смотрел на свою модель снизу вверх). Так в XVIII в. писали парадные порт­реты. И это резко противопоставля­ет Жиля остальным персонажам. Ак­тёр, «некстати» раскрывающий при свете рампы свои подлинные чувст­ва, во многом близок самому живо­писцу.

В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лав­ки Жерсена». (Когда её купили, то разрезали пополам. Получилось как бы две картины.) Её тема — повсе­дневная жизнь модного магазина произведений искусства. Посетители рассматривают полотна, антиквар­ные изделия, делают покупки, беседу­ют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в пер­вой части картины изображены хо­лодные, напыщенные классицисти­ческие произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жан­ровая живопись. Остроумно, тонко показаны персонажи и их пристра­стия: здесь можно увидеть и глупое поклонение пустой, но модной жи­вописи, и трепетное восхищение подлинными шедеврами. Произведе­ние, предназначавшееся для реклам­ной вывески, воплотило глубокие размышления художника об искусст­ве и о себе.

Творчество Ватто справедливо связывают с началом короткой, но очень яркой эпохи рококо. «Галант­ные сцены» стали популярным жан­ром, и у мастера появилось немало последователей. Однако даже са­мые даровитые из них не пошли дальше создания изящных и легко­мысленных сценок; ни один не смог передать атмосферу сложной пси­хологической игры, составляющей главную прелесть произведений Антуана Ватто.

ЖАН БАТИСТ СИМЕОН ШАРДЕН

Творчество Жана Батиста Симеона Шардена отличается от работ масте­ров рококо и по стилю, и по содер­жанию. Занимаясь в мастерской жи­вописца и скульптора Ноэля Никола Куапеля (1690—1734), Шарден начал писать с натуры, что не было харак­терно для XVIII в. Он сосредоточил­ся на натюрморте и бытовых сце­нах — жанрах, целиком основанных на натурных наблюдениях. Художник не стремился учить и воспитывать, он просто показывал, как прекрасна обычная повседневная жизнь.

Расцвет творчества Шардена на­чался в 30—40-х гг. Именно тогда он

создал большую часть своих жанро­вых композиций. Сюжеты Шардена не отличались разнообразием, час­то повторялись в нескольких карти­нах. Обычно это сцены повседнев­ной жизни людей, принадлежавших к так называемому третьему сосло­вию. Здесь царят скромность и до­статок. Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Художник нередко изображал не хозяев дома, а горничных, гувернанток, куха­рок — молодых и миловидных жен­щин в чепчиках и передниках. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно, излюбленные типы, которые пере­ходили из картины в картину). Пер­сонажи Шардена — люди доброде­тельные и благочестивые. Однако его картины нельзя назвать нраво­учительными (этим отличались работы его последователей, в частно­сти Жана Батиста Грёза).

В полотне «Молитва перед обе­дом» (1744 г.) всё внимание зрите­ля привлечено к тому, как ложатся краски, как цветные блики от поло­сатой спинки кресла играют на одежде девочки, которая сидит в нём, как множество тончайших то­нов сливается в один на белой ко­сынке гувернантки. А в композиции «Вернувшаяся с рынка» (1739 г.) ху­дожника интересуют и снедь, прине­сённая кухаркой, и скромный ин­терьер кухни.

С 50-х гг. главным жанром в твор­честве Шардена стал натюрморт. Ма­стер был знаком с голландской и ис­панской традициями этого жанра, но его отношение к натюрморту непо­вторимо и оригинально. Для своих картин он выбирал несколько очень простых предметов («Медный бак»,

Жан Батист Симеон Шарден.

Молитва перед обедом. 1 744 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Жан Батист Симеон Шарден.

Вернувшаяся с рынка. 1739 г. Лувр, Париж.

*Третье сословие — во Франции XVI—XVIII вв. буржуазия, ремесленники, крестьяне и рабочие, обла­гавшиеся налогом в отличие от духовенства и дворянства.

ОНОРЕ ФРАГОНАР (1732—1806)

Жан Оноре Фрагонар, ученик Франсуа Буше и Жана Батиста Симеона Шардена, подобно масте­рам рококо, часто обращался к «галантным сценам», но придавал им совсем другой смысл. Знамени­тая композиция «Поцелуй украд­кой» (80-е гг.) больше напоминает произведение бытового жанра. Ге­рои ведут себя не по правилам «га­лантных сцен», давая волю бурным порывам чувств. От этого возника­ет ощущение стремительно разво­рачивающегося перед глазами дей­ствия.

Необыкновенно выразительна композиция «Счастливые возмож­ности качелей» (1767 г.). Фигуры дамы и кавалера показаны в слож­ных ракурсах, их движения переда­ны удивительно точно. Богатый от­тенками колорит, построенный на бледных голубых и розовых тонах, условно написанный пейзаж, боль­ше похожий на декорацию, превра­щают незатейливую сценку в очаро­вательное видение.

Другая область творчества Фра­гонара — портреты — обнаруживает иные грани его дарования. Мас­тера явно привлекал идеал эпохи Просвещения — незаурядная лич­ность, наделённая мощным интел­лектом и способностью влиять на окружающих. Не случайно именно ему принадлежит лучший портрет французского философа Дени Дидро (1769 г.). Красочный, написанный энергичными, размашисты­ми мазками, он не только раскры­вает характер, но и показывает глу­бину творческой одарённости философа, силу его ума, способ­ность к решительным действиям.

Художник также часто иллюст­рировал книги («Дон Кихот», «Неис­товый Роланд» и др.).

Жан Оноре Фрагонар. Счастливые возможности качелей. Фрагмент. 1767 г.

Жан Батист Симеон Шарден. Трубки и кувшин. I 766 г. Лувр, Париж.

30-е гг.; «Трубки и кувшин», 1766 г.), составляя из них строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, или приглушённые, на манер рококо; мазки то приближают масля­ную живопись к прозрачной тонко­сти акварели, то вызывают в памяти картины великого фламандца Рубен­са — так они сочны и энергичны. Каждый предмет воспринимается как нечто живое. Полотна Шардена на­поминают, что кроме французского названия жанра nature morte («мёрт­вая природа») существуют ещё анг­лийское и немецкое — still life, Stilleben («тихая жизнь»),

В «Натюрморте с атрибутами искусств» (1766 г.) собраны принад­лежности живописца эпохи Просве­щения: палитра с кистями, бумага, измерительные приборы, книги

ЛУВРСКИЙ МУЗЕЙ В ПАРИЖЕ

Парижский Лувр носит имя средне­векового замка, построенного в на­чале XIII в. Позднее он стал королев­ской резиденцией. В середине XVI в. король Франциск I (1515—1547 гг.) приказал снести обветшавшую кре­пость. На её месте началось строи­тельство дворца, продолжавшееся несколько столетий (архитекторы Пьер Леско, Клод Перро и др.). Последняя перестройка произошла в 1986—1988 гг.: был возведён ве­стибюль в виде стеклянной пирамиды (архитектор Иео Минг Пей). Ныне Лувр представляет собой сложный комплекс сооружений разных стилей и эпох — от Возрож­дения до Нового времени.

С первых лет истории Лувра здесь хранились произведения ис­кусства. Франциск I перевёз сюда из загородной резиденции — замка Фонтенбло — коллекцию живописи: лучшие творения Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» и «Джоконда», доставшиеся ему после смерти мас­тера, четыре полотна Рафаэля и другие картины. Генрих IV (1589— 1610 гг.) поселил в нижних этажах Лувра художников и ремесленников, обслуживавших двор. А с 1655 г. в его стенах жили и работали члены Королевской академии живописи и скульптуры. В 70-х гг. XVII в., при Людовике XIV, в собрание вошли картины, принадлежавшие кардина­лу Мазарини, и остатки великолеп­ной коллекции английского короля Карла I, казнённого во время рево­люции XVII в. В их числе были про­изведения итальянских живописцев эпохи Возрождения и XVII в.

С 1682 г. резиденцией француз­ских королей стал загородный дво­рец Версаль, туда же переместились королевские коллекции, которые в XVIII в. пополнились картинами фламандской и голландской школ. В Лувре с 1725 г. начали устраивать периодические выставки работ французских живописцев и скульпторов — так называемые Салоны. В 1750—1779 гг. часть королевских художественных собраний была вы­ставлена для публики в Люксем­бургском дворце в Париже.

Требование «раскрыть все богат­ства искусства перед животворным оком народа» (слова художника Жака Луи Давида) было выполнено лишь во время Великой Француз­ской революции. В Лувр были све­зены сокровища Версаля и произве­дения искусства, конфискованные у Церкви и аристократов, в частности «Мадонна канцлера Роллена» кисти нидерландского живописца Яна ван Эйка и статуи рабов, созданные Микеланджело. Организованный здесь Центральный музей искусств принял первых посетителей в 1793 г. В начале XIX в. возник Музей фран­цузских памятников, куда попали статуи из разорённых революционе­рами храмов. Позднее на его осно­ве образовался луврский Отдел скульптуры.

Наполеон Бонапарт вознаме­рился сделать Лувр всемирным му­зеем. По примеру древнеримских завоевателей он вывозил художест­венные ценности из завоёванных стран. В 1798-—1815 гг. в Лувр поступило более пяти тысяч па­мятников искусства из Италии, Ни­дерландов, Германии, Австрии. Большинство этих трофеев при­шлось вернуть после падения импе­рии Наполеона.

В 1801 г. Лувр передал часть картин в провинциальные музеи Франции. Зато из Люксембургско­го дворца поступил живописный цикл фламандского художника Пи­тера Пауэла Рубенса «История Ма­рии Медичи».

XIX в. был «эпохой великих ар­хеологических открытий». Тогда в Лувре появились античные статуи «Афродита Милосская», «Ника Са­мофракийская» и одно из лучших в Европе собраний искусства Древ­него Востока.

В XIX—XX вв. коллекционеры пожертвовали музею шедевры голландских, испанских, французских живописцев: Франса Халса и Яна Вермера, Диего Риберы и Франсиско Сурбарана, Антуана Ватто и Жана Франсуа Милле. Из ста семи картин импрессионистов, посту­пивших в Лувр в 1948 г., сто были куплены на частные или обществен­ные средства.

В начале XX в. в собрание Лув­ра вошли хранившиеся в Люксем­бургском музее полотна француз­ских мастеров: Давида, Теодора Жерико, Эжена Делакруа и др.

Современный Лувр — это гран­диозное собрание, насчитывающее свыше двухсот пятидесяти тысяч экспонатов. В музее несколько отде­лов: египетских древностей, Древне­го Востока, искусства Древней Гре­ции, Рима и этрусков. В 1954 г. при нём создан Отдел христианских древностей, где хранятся византий­ские, древнерусские и другие куль­товые памятники. В Отделе скульп­туры представлены произведения западноевропейских мастеров XII— XIX вв. Удобное освещение различ­ной яркости позволяет зрителю изу­чить пластику скульптур лучше, чем при солнечном свете. Собрание От­дела декоративно-прикладного ис­кусства включает работы от Сред­них веков до второй половины XIX в. Все эти коллекции занимают первый этаж и часть второго этажа музея.

Отделы живописи и рисунка находятся на втором и третьем эта­жах. Особенно полно представлены французские художники XIV— XIX вв. и итальянские живописцы XIII—XVII вв. В коллекциях произве­дений мастеров других европейских стран немало признанных шедев­ров: например, «Автопортрет» Альб­рехта Дюрера, «Кермесса» Рубенса, «Кружевница» Вермера. Экспози­ции организованы по хронологи­ческому принципу, однако частные собрания показаны целиком.

Отдельная экспозиция расска­зывает об истории Лувра. Музей об­ладает уникальной библиотекой в восемьдесят тысяч томов.

ЖАН БАТИСТ ГРЁЗ

Жан Батист Грёз наиболее последо­вательно использовал искусство как средство нравственного воспита­ния человека. Все жанровые компо­зиции художника не без основания кажутся современному зрителю скучными, нарочитыми в своей на­зидательности, а его живопись — суховатой. В известных работах «Паралитик» (1763 г.), «Балован­ное дитя» (1765 г.), «Посещение

Жан Батист Грёз. Портрет графа П. А. Строганова в детстве. 1778 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Жан Батист Грёз. Паралитик. 1763 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

священника» (1786 г.) главное вни­мание Грёз уделяет подробному по­вествованию, из которого обяза­тельно должна следовать мораль.

Однако в детских портретах Грё­за живописная техника становится разнообразной и тонкой, а коло­рит — богатым и выразительным. Достаточно взглянуть, например, на «Портрет графа П. А. Строгано­ва в детстве» (1778 г.). Грёз одним из первых начал писать детей так, как они выглядели в действительно­сти, не пытаясь (в отличие от худож­ников рококо) превратить их в «ма­леньких взрослых». Возможно, дети были для живописца неким идеалом так называемого естественного че­ловека, внутренне гармоничного и просветлённого, о котором так мно­го писал выдающийся философ XVIII в. Жан Жак Руссо.

МОРИС КАНТЕН ДЕ ЛАТУР

Портретист Морис Кантен де Латур работал преимущественно в технике пастели, придавая своей живописи изысканный колорит. Его персонажи, как правило, твор­чески одарённые люди: писатели, музыканты, актёры. В отличие от большинства живописцев XVIII сто­летия Латур стремился показать прежде всего внутреннюю красо­ту человека. Это прекрасно чувст­вуется в облике очаровательной актрисы Мари Фель.

Портрет Мари Фель. Салон 1757 г. Лувр, Париж.

(художник должен постоянно учить­ся у древних), копия скульптуры Жана Батиста Пигаля (изображение древнегреческого бога Меркурия, ко­торый помимо прочего был покро­вителем искусств и ремёсел), орден (намёк на общественное предназна­чение и признание искусства). Всё это создаёт представление об ис­тинном художнике, живущем в мире высоких идеалов.

Незадолго до смерти Шарден написал в технике пастели автопорт­рет (1775 г.), совсем не похожий на традиционное изображение худож­ника. В нём отсутствуют обязатель­ные атрибуты творчества — палитра или холст. Мастер предстаёт перед

Жан Батист Симеон Шарден.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here