Однажды священнику Иоанну Уманову во сне явился благоговейный старец и сказал: «На третий день после этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую – Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать». По преданию, это случилось 8 сентября 1689 года, в ночь перед престольным праздником храма – Рождеством Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых и пригласил к себе. Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее 15 копеек. Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение священник увидел второй сон: явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил.
Новоявленная икона стала привлекать в Каплуновку многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий. Как знак благоговейного отношения к сей святыни храму было подарено святое Евангелие 1699 года, в серебряной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г[ода] февр[аля] 25-го д[ня] по указу в[еликого] государя построено сие св[ятое] Евангелие Ингерманландской канцелярии на государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв[ятой] Богородицы весом серебра 15 фунт[ов] 4 золотн[ика], а на позолоту 35 червонцев».
Когда Карл XII приближался к Слободской Украине (область Украины, входившая в Российское государство), то епархиальное начальство предписало чудотворную икону Каплуновскую перенести в Харьков как в более безопасное место. Шведский король Карл XII, войдя в Каплуновку, остановился в доме священника Иоанна Уманова, который в это время находился в Харькове при чудотворной иконе. Воины Карла разорили село и хотели сжечь церковь, но все их усилия были тщетны. Три раза они пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, спросившего Мазепу, бывшего с ним, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». Король Карл XII велел найти кого-либо, чтобы расспросить об этой иконе, а кстати и узнать, где находится царь Петр. Около села нашли пастуха Григория Журавля и привели к шведскому королю.
«Где царь Петр?» – спросил его Карл XII. Пастух ответил: «По слухам, в Харькове». – «А где икона ваша?» – «По приказанию начальства, взята священником в Харьков».
Тогда Карл, обратившись к Мазепе, сказал: «Смотри, если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех». Все эти сведения помещены в описании явления и чудес святой иконы Каплуновской, составленном в 1744 году «в Харьковской академии» (в Харьковском коллегиуме) среди многих других чудес, связанных с этим замечательным образом Пресвятой Богородицы. Это знамение, явленное Каплуновской иконой, быстро распространилось среди русских воинов, вот почему Петр Великий и решил взять икону к войскам. Эта святыня могла вызвать особенное воодушевление в русских войсках и укрепить ревность их в битве за честь Отечества. Накануне Полтавского сражения икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Известно, что Петр неоднократно накануне Полтавского сражения молился перед этим чудотворным образом, испрашивая благословения и победы. Священник Иоанн Уманов все это время находился при иконе, был он и под Полтавой во время сражения, а позже приглашен был в Москву, где проживал некоторое время до своего возвращения в Каплуновку с богатыми дарами для иконы и церкви. Петр Великий принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу художественной работы и ковчег на икону. На нижней доске ковчега вырезана была следующая надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери». Сын, внук и правнук священника Иоанна Уманова были также священниками при этой церкви, а более дальний его потомок – Владимир Васильевич Уманов-Каплуновский, родившийся в 1865 году, – был писателем.
Иная судьба была уготована полковнику Ивану Ивановичу Перекресту. Полковник Ахтырского Слободского полка, видный деятель Слободской Украины конца XVII и начала XVIII веков, Иван Перекрестов принимал участие в походах князя Голицына в Крым; его полк оберегал население от татарских набегов; принимал он участие в Северной войне и, в частности, в сражении у Эрестфера 29 декабря 1701 года. В этой битве, принесшей первую крупную победу русскому оружию в Северной войне, особо отличились казаки Ахтырского полка, которые, атаковав и уничтожив шведский авангард, преследовали бегущего противника на протяжении трех верст. Полковник Иван Перекрест за эту победу получил 28 февраля 1702 года из рук царя Петра Алексеевича «Жалованную грамоту с объявлением милости и учреждением формы». Однако уже в 1704 году полковник был отстранен по высочайшему повелению от полковничьего уряда, а его огромные имения были у него отобраны в государственную казну: будучи прекрасным и смелым воином, он был заражен недугом стяжательства. Известно, что в 1714 году он, находясь в опале, жил на своем небольшом хуторе. В 1721 году началось дело по расхищению имущества в его бывших имениях, и он был вызван на расследование в Архангельск, но по дороге скончался. Вероятнее всего, причиной гонения были грубые нарушения полковника, не пренебрегавшего недостойными методами для приобретения себе богатств: осталось много челобитных на полковника за притеснения и обиды, им чинимые. Много жалоб было и от его соперников – Андрея Прокофьева, полковника бывшего, и Романа Герасимовича – полковника будущего. Только малая доля некогда огромного имения Ивана Перекреста досталась его сыновьям и дочери. Внук его, Василий Данилович, женившийся на вдове Осиповой, разбогател и стал именоваться Перекрестов-Осиповым. Этому роду перешло село Каплуновка. Стараниями Еремея Васильевича Перекрестов-Осипова, а после его смерти – супруги его Елизаветы Степановны в селе был выстроен новый огромный каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в 1789 году. Здесь до революции и хранился чудотворный образ Каплуновской иконы Божией Матери. Милосердный Господь Бог не оставил двух участников явления прославленной иконы Божией Матери, исправляя скорбями одного из них для спасения.
Храм Рождества Богородицы, где хранилась чудотворная икона, старанием государя и многих почитателей иконы, особенно получивших от нее помощь, преображался и украшался. Строительство каменного храма начиналось еще во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, распорядившейся об этом. Построение храма происходило под особенным наблюдением Святейшего Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма.
Огромный главный купол с двадцатью окнами был окружен четырьмя малыми куполами. Храм был так велик, что в нем свободно находились до 2000 человек. Кроме главного престола, два придельные: южный – во имя митрополита Петра; северный – во имя преподобного Иеремии и праведной Елисаветы; а прежде был еще престол во имя святителя Николая в верхней галерее, которая позже была уничтожена по ветхости.
Впоследствии на чудотворную икону была возложена золотая риза с драгоценными камнями – дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 году; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоявшую в храме за левым клиросом. Размеры храма были так велики, что, по воспоминаниям жителей, в годы Великой Отечественной войны в храм въехал, развернулся и выехал немецкий танк.
В советское время в 1929 году храм был закрыт и, к сожалению, после Великой Отечественной войны разобран.
Много чудес сотворено было по молитвам Каплуновскому образу Богородицы. Каждый год после жатвы каплуновское духовенство ездило с чудотворной иконой по храмам Харьковской губернии, в Полтаву, Сумы, и тысячи верующих шли к иконе, молились с благоговением и надеждой на поддержку и помощь Божией Матери, и вера их не посрамлялась.
Каплуновскую икону Божией Матери как споспешницу Полтавского сражения особо чтили в день этой великой победы – 27 июня, который в прошлые века ежегодно торжественно отмечался крестными ходами, торжественными службами и панихидами воинам-героям, положившим жизнь свою за Отечество. В этот день панихиды по воинам служились во многих храмах России: так Отечество ценило подвиг своих воинов. Особенно торжественно было чествование в 1909 году, посвященное 200-летию Полтавского сражения, когда из деревни Каплуновка крестным ходом несли чудотворный образ в Полтаву, на поле битвы почти десять дней. Сюда же крестным ходом была принесена из села Жукова другая знаменитая икона, которую шведские воины обратили в шахматную доску. Слившиеся с крестными ходами из Полтавы во главе с преосвященным Иоанном (Смирновым) и 200 священниками в золоченых ризах и из села Горбиневка, при звоне колоколов Самсониевского храма и громе пушечных выстрелов, торжественная процессия вышла на поле брани. Здесь в присутствии императора, войска, духовенства и сонма народа с крестами, иконами и хоругвями митрополитом Киевским Флавианом (Городецким) были отслужены благодарственный молебен, а позже, на следующий день, торжественная панихида. Никогда Полтава со дня ее основания не видела более величественной картины.
Ныне храм восстановлен стараниями удивительной женщины – библиотекаря Александры Ивановны Гук. Долгие годы она собирала свидетельства об иконе и добивалась разрешения восстановить церковь. 29 декабря 1999 года бывшая церковная сторожка, превращенная в храм, открыла свои двери для верующих. Церковь расписала дочь Александры Гук – художница Валентина Василенко. Священник Василий Иванович Громов служит в ней со дня ее открытия.
Небольшое село, прославленное иконой Божией Матери, связано и с некоторыми другими историческими персонажами. В нем проживали родители Григория Чухрая, известного кинорежиссера, а Павел Григорьевич Чухрай, достойный восприемник отцовской профессии, провел в нем детские годы, живя с бабушкой и дедушкой. Здесь родился Герой Советского Союза Григорий Евдокимович Гапон – командир танкового взвода 87-го отдельного Житомирского Краснознаменного танкового полка 7-й гвардейской Житомирской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Украинского фронта.
«По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29), – напоминает нам Евангелие. По своему маловерию мы не сподобляемся тех ярких знамений и чудес, с которыми пребывали наши предки, уповавшие на Господа и Его Пречистую Матерь. Но Господь Бог не оставляет и нас, а особым Промыслом высвечивает замечательные страницы нашей истории, воскрешает веру наших отцов и Своею Благодатию очищает наши сердца для сближения с истиной.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
Новые книги издательства Сретенского монастыря.
Специальная рассылка к большим праздникам.
В ЧЕМ ПОМОГАЮТ МОЛИТВЫ ПЕРЕД ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ КАПЛУНОВСКАЯ
Каплуновская икона — это один из списков иконы Казанской Божьей Матери. Свое название она получила от села Каплуновка в Харьковской области, где после пророческих сновидений была куплена местным священником у странствующего старца-иконописца в 1689 году. Еще в видении священнику было предсказано, что икона окажется чудодейственной. Так и вышло. Каплуновская икона Богородицы оставила свой глубокий след в истории нашего отечества. Сам Петр I горячо молился перед нею и благословлял свое воинство в 1709 году для победы над шведским войском в знаменитой Полтавской битве. И Божья Матерь даровала свою помощь в битве. Зато в то же самое время шведы захватили село Каплуновка и пытались, к счастью, безуспешно, сжечь церковь, в которой хранилась икона. Но это им не удалось, хотя сама Каплуновская икона Божьей Матери в этот момент находилась за пределами церкви. Празднование в честь иконы проходит дважды в год — 8 (21) июля и 11 (24) сентября.
Чем поможет чудотворная Каплуновская икона Богородицы
Все вышеописанные, а также многие другие чудеса, проявленные Каплуновской иконой Пресвятой Богородицы, внесены в повествование об этом ликее, которое начали писать в 1744 году в Харькове. Икона оказывает помощь воинству в ратных делах, помогает против вторжения врагов на родную землю. Также она внимает молитвам о наставлении в вере, о твердости душевной. К ней можно приходить, прося о крепком здравии или помощи в исцелении от болезней. Богоматерь явила уже много чудес, но верующие верят, что предел этим чудесам еще не настал. Божья Матерь услышит каждое обращенное к Ней слово, ведь Она — самая надежная защитница и опора верующих в годину трудностей и лишений.
Где верующему купить Каплуновскую икону Божьей Матери
Сама Каплуновская икона Божьей Матери в настоящее время находится на Полтавщине в Свято-Троицком храме. Однако чудотворные списки с нее есть во многих храмах Украины и России. Верующие, желающие поместить ее в красный угол у себя дома, могут купить в церковной лавке, в православном интернет-магазине, а также заказать ее список в иконописной мастерской. Главное, обязательно удостовериться, что она прошла положенный обряд освящения в церкви. Вышивка бисером по ткани стала сейчас одним из популярных и широко и быстро распространяющихся способов создания икон для домашнего иконостаса.
Молитва каплуновской иконе
Изображения в галерее
Икона Божией Матери именуемая «Каплуновская»
Списки Казанской иконы расходились в огромном количестве по всей Руси. Иногда икона копировалась вместе с окладом или его элементами. Так возникли Казанские в «корунах», сохранившие до наших дней облик этих выразительных иконных убранств, несущих в себе нечто глубоко народное, даже напоминающих чем-то крестьянскую «рогатую» кику. Казанские в «корунах» представляют определенную редкость. В 1689 г. в слободе Каплуновка Харьковской епархии коронованная Казанская прославилась как чудотворная икона, получившая в церковном календаре имя «Каплуновской».
В конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник отец Иоанн Ильич Уманов. В 1689 году ему явился чудотворный образ Богоматери. 8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой 80-ти, третий 90 лет. У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна отец Иоанн постился и ежедневно совершал литургию. На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трех престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской. Иконописцы в благодарность за хороший прием хотели отдать икону даром и едва согласились взять за нее 15 копеек. После этого они продолжали свой путь.
Отец Иоанн Уманов поставил икону у себя в комнате и день и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему:
— Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!
Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда отец Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. Он немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской.
Отец Иоанн долго еще после этих событий служил в селе и утешался все возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.
Когда шведский король Карл XII вторгся со своими войсками в Малороссию, Петр, идя к нему навстречу и ища помощи Небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом отца Иоанна. Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел все это из окна и попросил у Мазепы объяснения того, как это люди не могут зажечь храма. Мазепа сказал, что храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Ее икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Сыскали одного человека в лесу, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Петр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове. Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе:
— Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо.
Перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен со святыней домой. Петр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег.
На киоте этом — надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».
В 1744 году в Харькове составлено повествование о Каплуновской иконе на основании сведений, полученных от священника отца Иоанна Уманова. Позже сюда включены свидетельства о последующих знамениях и исцелениях, бывших от иконы.
Празднование этой иконе совершается 11/24 сентября и 8/21 июля, в день Казанской иконы.
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Библейские чтения
Календарь
Дни особого поминовения усопших 2017
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Икона Богородицы Казанская (Каплуновская)
Празднование:
В конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник о. Иоанн Ильич Уманов. В 1689 г. ему явился чудотворный образ Богоматери.
8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой 80-ти, третий 90 лет. У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна о. Иоанн постился и ежедневно совершал литургию. На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трех престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской. Иконописцы в благодарность за хороший прием хотели отдать икону даром и едва согласились взять за нее 15 копеек. После этого они продолжали свой путь.
Отец Иоанн Уманов поставил икону у себя в комнате и день и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему:
— Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!
Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда о. Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. Он немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской.
Отец Иоанн долго еще после этих событий служил в селе и утешался все возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.
Когда шведский король Карл XII вторгся со своими войсками в Малороссию, Петр, идя к нему навстречу и ища помощи Небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом о. Иоанна. Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел все это из окна и попросил у Мазепы объяснения того, как это люди не могут зажечь храма. Мазепа сказал, что храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Ее икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Сыскали одного человека в лесу, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Петр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове. Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе:
— Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо.
Перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен с святыней домой. Петр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег.
Празднование этой иконе совершается еще 8 июля, в день Казанской иконы.
Каноны и Акафисты
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Каплуновская»
Взбранной Воеводе, Госпоже Царице Богородице, похвальная дерзаем приносити пения. Ты же, яко имущая бездну милосердия и пучину щедрот, от всяких нас бед свободи теплым Твоим к Богу предстательством, да зовем Ти: Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Ангельстии лицы дивятся, зря в Тебе тайну от века сокровенную и в последняя лета всем явленную; мы же, аще и должни в молчании пребывати, дерзаем звати сице:
Радуйся, во чреве приемшая прежде век от Отца Рожденнаго;
Радуйся, родившая Сына Еммануила, еже есть сказаемо: с нами Бог.
Радуйся, Царице, одесную Царя славы предстоящая;
Радуйся, рясны златыми одеяна и преукрашена.
Радуйся, обителище Бога Живаго;
Радуйся, Доме, егоже Премудрость Себе созда.
Радуйся, Кладезю воды Живы;
Радуйся, Врата, имиже Господь пройде и не отверзошася.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Видящи Елисавет Деву Пресвятую исполнь Духа Святаго, и сама темже Духом рече: Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Мы же, раби смиреннии, такожде не вемы, откуду явися нам сей образ цельбоносный, пред нимже главы приклоньше, умильно речем Господеви: Аллилуиа.
Разум всяк недоумеет разумети, киими дарми послужити Ти, Всесвятая Дево? Мы убо потщимся, подражая волхвом богопросвещенным, принести пред пречистый образ Твой, вместо злата, смирны и ливана, упование, любы и веру нашу, ихже возлагающе, поем:
Радуйся, Ковчеже, имже тварь от потопления греховнаго свободися;
Радуйся, Земле невозделанная, Плод Животный принесшая.
Радуйся, Облаче, от греховнаго зноя покрывающий;
Радуйся, каплями благодати Божией души наша орошающая.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Силою свыше облеки нас, Всесильная, во бранех противу козней вражиих, да возможем неколеблемо стояти в правоверии и неумолчно Сыну Твоему взывати: Аллилуиа.
Имущи мнози гради и веси, храмы и обители сокровища великия – Твои, Дево, иконы честнии. Аще и разнолични образы тии, обаче Единем Духом чудеса изливают, ижхе воспевающе, глаголем радостно:
Радуйся, всего мира нерушимая Стено;
Радуйся, страны нашея Покрове и Ограждение.
Радуйся, Цареграду благословение небесное;
Радуйся, Новуграду знамение милости Божией.
Радуйся, Смоленску Путеводительнице к небеси;
Радуйся, Казани сокровище пребогатое.
Радуйся, Печерская Славо;
Радуйся, Почаевская Похвало.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Бурю внутрь имеют помышлений сумнительных суемудрении философи мира сего, егда зрят, како от святыя иконы Твоея, о, Дево, истекают токи благодати. Мы же, просвещени светом истинныя веры, пред образом поклонение Первообразным приносим, Единому Богу поя: Аллилуиа.
Слышав во сне иерей Иоанн чудныя словеса старца, яко имать прияти икону Богородичу, от неяже излиются благодать и милость, потщася в посте и молении приуготоватися к сретению Царицы, рекуще Преблагословенней:
Радуйся, во успении Твоем нас не оставляющая;
Радуйся, на всяко время с верными благодатию Сына Твоего пребывающая.
Радуйся, посещений благодатных грады и веси христианския сподобляющая;
Радуйся, благодать и милость людем Твоим изливающая.
Радуйся, помощи скорая подательнице;
Радуйся, утешения Источниче преизобильный.
Радуйся, к Богу шествующим наставнице;
Радуйся, в мори житейском плывущим управительнице.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Боготечную звезду разуме иерей Иоанн икону Твою Каплуновскую, о, Дево, егда узре сбытие предречения старча; темже прият на руце образ святый, и облобыза и со слезами, Богу поя: Аллилуиа.
Видящи Пресвятая Дева икону Свою в доме поставлену, явися во сне пресвитеру, и рече, да не принуждает Царицу жити во храмине, но да пренесет во Дворец, иже есть Церковь Божия; восстав же от сна, благоговейный иерей призва люди веси тоя, и купно с ними возопи:
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Проповедание чудес, от иконы Каплуновския бывших, во вся концы вселенныя изыде, да вси вернии воспоют Подателю чудес Господеви: Аллилуиа.
Возсия во всем мире свет от иконы Твоея, о, Дево, созывая с высоким проповеданием на трапезу милосердия. Темже вси, требующии благодатнаго утешения, приидоша послушати о чудесех, и своих недуг исцеление прияти, еже улучивше, пояху Богородице:
Радуйся, хромым благошествие устрояющая;
Радуйся, на стези истины наставляющая.
Радуйся, слепым прозрение дарующая;
Радуйся, душевныя очеса к боговедению отверзающая.
Радуйся, расслабленных укрепляющая;
Радуйся, грехами отягощенных воздвизающая.
Радуйся, прокаженных очищающая;
Радуйся, греховныя струпы врачующая.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Хотящим еретиком супостатом храм во славу Рождества Твоего сожещи, дивно тем воспретила еси, Богомати Всемощная, огнь вещественный угасила еси, обаче воспалила во всяцем сердце познание, яко велик и славен Бог Христианский, Емуже поем: Аллилуиа.
Новое знамение силы Божией показа дивная икона Каплуновская, егда во брани явися укреплением воинству православному. Взирающе на вражия полчища пораженныя, и видящи демонския полки сокрушаемы предстательством Божия Матере, поем той сладце:
Радуйся, во бранех Поборнице;
Радуйся, во дни мира утишение.
Радуйся, воинов православных благословение;
Радуйся, на супостаты одоление.
Радуйся, умерших в Бозе упокоение;
Радуйся, живых к пакибытию приготовление.
Радуйся, сирот воспитание;
Радуйся, вдов защищение.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Странное Ангелом и человеком имать украшение храм наш, икону Твою Каплуновскую, пред нейже всяк, моления приносяй, просимая получает, токмо еже вопити Богу: Аллилуиа.
Вся тварь, всяк род и возраст, всяко звание и достоинство не возмогут изрещи всех щедрот, яже излияла еси, о, Пресвятая Дево, чрез чудотворныя иконы Твоя на вся люди. Темже всяк чин святых на небеси, и всяк грешник на земли, единеми усты и единем сердцем воспевают Тя, Богомати, песненно:
Радуйся, пророков уста и праотец чаяние;
Радуйся, святителей радование и апостолов мудросте.
Радуйся, Евангелистов благовестие и проповедников учительнице;
Радуйся, мучеников крепосте и исповедников терпение.
Радуйся, постников Питательнице и преподобных Сладосте;
Радуйся, столпников поддержание и девственников оградо.
Радуйся, молчальников собеседнице и богословов умудрение;
Радуйся, пресвитеров наставнице и учителей церковных поучение.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Вся в мире сем скоротечно: кийждо человек из праха произыде и абие ко гробу тщится; несть надеяния на друзи или власти; нимало пользует слава или богатство. Где и взыщем надежду, или кто в скорбех защитит? Воистинну, Владычица Богородица в скорбех Заступница! Воистинну, Господь Иисус Христос, Егоже Дева роди Неискусобрачная, упование подает нераскаянно всем, Истинному Богу покланяющимся, и вопиющих Тому: Аллилуиа.
Ветиями сладкогласными, о, друзи, воспоем хотя и малую часть от дивных благодеяний Богородичных, имиже вера утвердися и вся концы научишася пети Преблагословенней:
Радуйся, яко Тобою прелесть низложися;
Радуйся, яко Тобою сатана посрамися.
Радуйся, неверия токи уставившая;
Радуйся, соблазнов огнь угасившая.
Радуйся, острейшая стрело, язвящая враги;
Радуйся, молние, попаляющая зловерие.
Радуйся, яко Тобою соборища нечестивых исчезоша;
Радуйся, яко Тобою вся мудрость лжеименная посрамися.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Спасение Тя имамы верное, Дево, ибо ко Христу Богу молишися о спасении мира, и чрез иконы чудотворнии мнозем подаеши утешение, Сыну Твоему поющим: Аллилуиа.
Стена и заступление нам грешным Ты еси, Богородице, яко безпрестани подаеши нам милости Твоя богатныя, и препобеждаеши всякое зло, коегождо научая пети Тебе:
Радуйся, цвете неувядаемый рая Христова;
Радуйся, древо, плод животный израстившее.
Радуйся, взыскание погибшим.
Радуйся, спасительнице утопающим;
Радуйся, помощнице женам чада рождати;
Радуйся, млекопитательнице чадом.
Радуйся, Живоносный Источниче;
Радуйся, Спорительнице хлебов.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Песнопений наших, аще и тма тем, обаче не достоит всех вкупе к достойному воспеванию Твоея любви к нам, грешным, и благодеяний, и чудес, ихже сотвори Твоими молитвами Господь наш Иисус Христос, Емуже поем: Аллилуиа.
Светозарную свещу, сущим во мраце греховнем, зрим честный образ Твой, Марие Дево, чрез негоже всяк научается покланятися Трисиянному Божеству, Единоцарственней и Соприсносущней Троице, от Неяже Ты неизреченно Бога Слова породила еси. Таковому чуду дивящеся, верно вопием Преблагословенней:
Радуйся, яко сущую Богородицу Тя чтим;
Радуйся, яко Приснодеву Тя почитаем.
Радуйся, яко Честнейшую Херувим Тя хвалим.
Радуйся, яко Славнейшую без сравнения Серафим Тя величаем;
Радуйся, яко Присноблаженную и Пренепорочную Тя нарицаем;
Радуйся, яко благословенную в женах Тя воспеваем.
Радуйся, Славо Небесных Сил;
Радуйся, Похвало земнородных.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Благодатию Твоею николиже оставила еси нас, о, Мати, Надеждо ненадежных, и по мнозех летех икону Твою паки мирови в храме нашем дивно явила еси. Темже и мы, зряще сие новое чудо, яко знамение присутствия в сем месте Сильнаго Бога, превозносим Его, вопиюще Господеви: Аллилуиа.
Поюще и воспевающе чудеса, бывшия от иконы Твоея Каплуновския, чтим Тебе, Дево, яко Пречистую и Всеблаженную, и на Тя по Бозе упование возлагаем, чающе, яко и в предняя не презриши молений наших сицевых:
Радуйся, обрадованная иногда;
Радуйся, присно в радости пребывающая.
Радуйся, яко Тобою Радость Небесная на землю сниде;
Радуйся, яко Рожденным Тобою всяка печаль в радость преложися.
Радуйся, вертограде Божественныя радости;
Радуйся, саде Горняго веселия.
Радуйся, Источниче радования;
Радуйся, чаше, черплющая радость.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
О, Всепетая Мати, Дево Богородице, Милостивая и Премилосердная наша Ходатаице и первое наше по Бозе упование! Приими моление сие наше и подаждь нам исполнение всех, яже ко спасению, прошений, низпосли надежду верную и любы крепкую, и веру непостыдну, и сподоби с Тобою в Горнем Царствии воспевати Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
(Сей кондак глаголи трижды, и паки чти Икос 1, и Кондак 1)
Случайный тест
Цитата дня
Не будь привязан к данной тебе на время красоте, чтобы не предстать пред Богом лишенным всякой красоты.